Лицензия и разрешение в чем отличие
Перейти к содержимому

Лицензия и разрешение в чем отличие

  • автор:

Лицензия и разрешение в чем отличие

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами;

лицензирование — мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

лицензионные требования и условия — совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

По вопросу, касающемуся осуществления лицензируемых видов деятельности филиалами и представительствами юридических лиц, см. письмо Минэкономразвития РФ от 25.01.2001 N АМ-31/03-43.

соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий — совокупность содержащих сведения о выданных, приостановленных, возобновленных и об аннулированных лицензиях на осуществление лицензиатами конкретных видов деятельности баз данных лицензирующих органов;

надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг — перечень видов экономической деятельности, продукции и услуг, входящий в состав единой системы классификации и кодирования технико — экономической и социальной информации в Российской Федерации и утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Понятие и виды лицензий и специальных разрешений

Аккредитация – для подтверждения компетентности субъекта в области осуществляемой им деятельности, применяется в сфере оказания услуг связи, в области образования и науки, в избирательном процессе, в банковском деле, в области аудиторской деятельности, в области контроля за экспортом, в области физкультуры и спорта, в области социальной защиты инвалидов, при промышленном производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области журналистики (СМИ), при организации медицинского страхования.

Разрешение на совершение определенных действий – разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, разрешение на торговлю.

Понятие и виды лицензий и специальных разрешений

Разрешение на реализацию отдельного проекта (например, разрешение на строительство конкретного здания) Федеральный закон «Об архитектурной деятельности» 17.11.1995 и Градостроительный кодекс

Специальное разрешение (право) выданное физическому лицу – водительские права, разрешение на ношение и хранение оружия, допуск к государственной тайне

Лицензия на добычу полезных ископаемых или добычу объекта животного мира, доступ к радиочастотам – как форма распоряжения объектом, находящимся в собственности государства

Лицензия как разрешение на ведение определенного рода экономической деятельности. Лицензируется профессиональная деятельность, в отличие от других видов разрешений

Лицензионное производство. Стадии

  1. подача заявки,
  2. проверка соответствия лицензионным условиям,
  3. принятие решения о выдаче лицензии, максимум 45 дней
  4. исполнение решения – выдача документа, подтверждающего наличие лицензии,
  5. контроль за соблюдением лицензионных условий. Аттестация как форма проверки соблюдения лицензионных условий.
  6. приостановление действия лицензии и отмена действия лицензии – в судебном порядке.

Может быть упрощенный порядок для заключивших договор страхования ответственности и имеющих сертификат соответствия международным стандартам. Решение принимается в 15 дней, проверки не проводятся.

Установление лимитов и квот. Применяется в иных целях, нежели разрешение – в целях обеспечения и защиты прав и интересов граждан.

Квотирование применяется в области трудоустройства несовершеннолетних и инвалидов, в области внешнеторговой деятельности, в качестве меры экономической политики, в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, при государственном регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров, например озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, при добыче рыбы и морепродуктов.

Государственное регулирование цен (тарифов)

Цели – как и при квотировании – для защиты социальных интересов.

Объекты — как правило, продукция естественных монополий, ЖКХ, транспорт.

Нормативное регулирование:

Общее – Указ Президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №239.

Специальное – Федеральные законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О лекарственных средствах», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об ипотечных ценных бумагах», «О связи».

Способами регулирования цен могут служить:

  • индексация цен;
  • установление фиксированных цен;
  • установление предельных (максимальных и минимальных) цен;
  • установление базовых цен и предельных коэффициентов их изменения;
  • установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок;
  • установление предельного уровня рентабельности;
  • установление гарантированных цен.

Техническое регулирование. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и революция системы стандартов.

Внутренний аспект — отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек.

Внешний — вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятие Россией на себя ряда международных обязательств (в том числе Соглашение по техническим барьерам в торговле к акту Уругвайского раунда многосторонних переговоров о торговле (1994 г.):

  1. стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты — обязательный.

2) национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным;

3) в стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не конструктивным или описательным характеристикам.

Технический регламент – это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технический регламент может быть принят:

    • международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • федеральным законом;
    • указом Президента Российской Федерации;
    • постановлением Правительства Российской Федерации.

    Прочие стандарты, в том числе международные и национальные.

    Оценка соответствия техническим регламентам:

    • Государственный контроль
    • Аккредитация
    • Испытания
    • Регистрация
    • Подтверждение соответствия (декларирование соответствия – Постановление Правительства РФ от 7.07.1999 №766 и сертификация – Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №766)
    • Приемка и ввод в эксплуатацию.

    Правила переходного периода (до 2010 года): до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

    • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
    • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
    • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

    На сегодня принято 6 технических регламентов: 5 Федеральных законов и 1 Постановление Правительства РФ.

    Контроль за монополистической деятельностью. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает:

    • государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций
    • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях
    • принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность
    • государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию

    Лицензия — это разрешение или право?

    С 1990 по 2001 г. нормативные правовые акты РФ о лицензировании раскрывали понятие «лицензия» по-разному:

    1) постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» раскрывало понятие «лицензия» как официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418);

    2) нормы Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяли «лицензию» как разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Федерального закона);

    3) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в действ, ред.) раскрывает понятие «лицензия» через специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

    4) часть 1 ст. 49, ч. 2 ст. 61 ГК РФ рассматривают «лицензию» как специальное разрешение на осуществление юридическим лицом отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом.

    Несмотря на то что законодательно легальное понятие «лицензия» определено, возникает вопрос, чем является лицензия: правом или разрешением?

    Представляется возможным заключить, что раскрытие понятия «лицензии» исключительно через категорию права (возможности) на совершение какого-либо действия является не совсем правильным. С получением лицензии у предпринимателя наступает специальная правоспособность. В соответствии с положениями ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. По своей юридической сути лицензия — разрешительный документ, выдаваемый соискателю лицензии в качестве подтверждения им соблюдения всех предусмотренных законом лицензионных требований, и представляет собой юридический факт (действие), являющийся основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. Право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента внесения номера лицензии в реестр лицензий и последующего получения лицензии соискателем лицензии (ст. 10, 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности») или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, либо в случае ликвидации юридического лица, либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

    В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя *(91). Иными словами, лицензия носит персонифицированный характер, и проблема ее передачи правообладателем отпадает сама собой. Вместе с тем следует отметить, что судебная практика свидетельствует, что изменение наименования юридического лица не изменяет его прав и обязанностей, поскольку в случае изменения наименования юридического лица лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности не прекращает своего действия (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2005 г. N Ф04-9508/2004 (7793-А27-33). Позиция Суда абсолютно справедлива, однако необходимо отметить, что ссылка в решении на общий порядок получения, переоформления и прекращения действия лицензий, предусмотренный нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является не совсем корректной ввиду того, что отношения в сфере недропользования ст. 1 Федерального закона «О лицензировании» выводятся из-под сферы действия Закона и, соответственно, на них не распространяются.

    Если же лицензию рассматривать сугубо как субъективное право, то есть обеспеченную законом возможность предпринимателя (юридического или физического лица) реализовать его путем совершения определенных действий или требуя определенного поведения от других лиц, то, согласно Конституции РФ, данное право можно было бы передать другому лицу. Вместе с тем, согласно ст. 128 *(92) и 129 ГК РФ, лицензии не относятся к объектам гражданских прав, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому путем универсального правопреемства либо иным способом, что подтверждается и нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (абз. 2 ч. 1 ст. 7), устанавливающими, что вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Таким образом, лицензия не может быть передана иному лицу. Лицензия имеет строго персонифицированный характер. Кроме того, если бы лицензия была исключительно правом, то лицензиат смог бы осуществлять соответствующий вид деятельности не с момента внесения лицензирующим органом номера лицензии в реестр лицензий, а уже с момента вынесения решения лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

    Нормы Гражданского кодекса также подтверждают персонифицированный характер лицензии. Так, учитывая специфику отношений, возникающих из договора купли-продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ), законодательно определено, что права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч. 3 ст. 559 ГК РФ). Иными словами, специально оговаривается, что покупателю передается в собственность имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. При этом, если покупатель не в состоянии выполнить обязательство, исполнение которого невозможно при отсутствии у него такого разрешения (лицензии), законодатель предусмотрел солидарную ответственность продавца и покупателя по этим обязательствам в качестве дополнительной гарантии интересов кредиторов (ч. 3 ст. 559 ГК РФ) *(93).

    Согласно вышесказанному представляется правильным заключить, что понятие «лицензия» включает в себя одновременно право на осуществление предпринимателем соответствующего вида деятельности, подтвержденное выдачей разрешения при соблюдении соискателем лицензии предусмотренных законом лицензионных требований с присвоением лицензии номера и внесением его в реестр лицензий.

    Лицензия и разрешение в чем отличие

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

    (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий;

    (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

    (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирования в рамках полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) соискатель лицензии — юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

    (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6) лицензиат — юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

    (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7) лицензионные требования — обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

    (п. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения;

    (п. 8 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9) уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа — руководитель лицензирующего органа, иное должностное лицо лицензирующего органа, уполномоченное на принятие решения, осуществление иного действия в сфере лицензирования.

    (п. 9 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *