Киберспорт для детей
Киберспорт – относительно новый, но уже популярный среди детей, подростков вид спорта. Но, несмотря на популярность среди молодых людей, дисциплина вызывает много вопросов у родителей, ведь чаще всего они считают, что этот спорт несет только вред.
Эта статья предназначена для родителей, чьи дети решили заниматься киберспортом. В ней мы рассмотрим плюсы и минусы дисциплины, с какого возраста доступны занятия и мнения специалистов.
Виды киберспорта
В России киберспорт был официально признан в 2016 году, а уже с 2018 года в нашей стране спортсменам стали присваивать разряды. С признанием дисциплины, киберспорт стал набирать свою популярность среди детей не менее чем футбол или хоккей.
Спортсмены соревнуются в таких видах как:
Спортивный симулятор. Самый популярный спортивный симулятор, это FIFA (симулятор футбольного турнира). Соревнования проводит Федерация FIFA.
Боевая арена. Одна из популярных боевых арен — Dota 2. Цель сражения – уничтожение крепости команды противников. На сегодняшний день призовой фонд соревнований составляет десятки миллионов долларов США.
Стратегия в реальном времени. Одна из популярных стратегий – WarCraft 3. Цель состязания – защита своей половины карты.
Головоломки. Одна из самых известных головоломок — Hearthstone. Спортсмены соревнуются в решении логических задач. Победа достается самым эрудированным и быстрым.
Технический симулятор. К этой категории относятся различные авиа и авто симуляторы. Один из самых популярных — Gran Tourismo Sport.
Файтинг. Соревнования проходят во всех видах единоборств на арене. Одна из самых популярных дисциплин — Mortal Kombat.
Шутер. Шутер – это соревнования в играх-стрелялках. Яркие примеры шутеров – Fortine, Call of Duty или World of Tanks.
Это далеко не все виды киберспорта, с каждым годом их становится все больше, а у спортсменов открываются практически неограниченные возможности для участия в соревнованиях.
Спонсорами соревнований выступают крупные мировые компании, предлагая победителям существенные денежные и ценные призы. Так, например призовой фонд в соревнованиях по Dota 2 в 2016 году составил 20 млн. долларов, а в 2019 году разыгрывалось 34 млн. долларов.
С какого возраста начинать занятия киберспортом
Киберспорт – это спорт для молодых. Спортсмены здесь заканчивают карьеру уже к 30 годам. Поэтому для достижения успеха нужно начинать заниматься в детстве. Но учитывая возможность негативного влияния занятий на детский организм, в секции не принимают детей младше 10 лет. Если у ребенка нет цели стать чемпионом, а заниматься он хочет просто для общего развития, начало занятий можно отодвинуть до 13-14 лет.
Мальчики и девочки
В киберспорте нет гендерного различия, в школы приходят как мальчики, так и девочки, но согласно статистике мальчиков в этом виде спорта больше. Количественное различие сформировалось благодаря распространенному стереотипу, что киберспорт – это мужской мир. Об этом говорит и ведущая турниров по Dota 2 Йорин Ван Дер Хейден. Но, несмотря на этот стереотип, девушки в киберспорте есть, и они успешно соревнуются с парнями в любых дисциплинах.
Плюсы киберспорта
Несмотря на негативное отношение многих родителей к киберспорту, эта дисциплина имеет несколько плюсов для развития ребенка, самые весомые из них:
Развитие аналитического и логического мышления. Во время игры спортсмену приходится анализировать большой массив данных и принимать быстрые решения. В результате у игроков развивается аналитическое и логическое мышление, которое необходимо не только на турнирах, но и в учебе и в повседневной жизни.
Развитие реакции и концентрации внимания. На турнире мало быстро принимать решения, важно быстро реагировать на все изменения вокруг. Для этого необходима повышенная концентрация внимания и быстрая реакция. Эти качества также не помешают в школе и дома, а также будут полезными во взрослой жизни.
Кроме развития мышления и реакции киберспорт имеет еще ряд плюсов. Например, финансовая составляющая. Призовые фонды здесь исчисляются миллионами долларов, а значит, победители могут получить крупные денежные призы. Яркий пример этому команда из пяти игроков Dallas Empire. В чемпионате 2020 года по Call of Duty ребята выиграли 1.5 млн. долларов, что на каждого спортсмена составило по 300 000 долларов США.
Также из плюсов можно выделить молодость спорта и его постоянное развитие. Внедрение новых технологий, развитие игровой индустрии и постоянный прогресс может обеспечить спортсмену безбедное будущее. Ведь даже по окончании спортивной карьеры, спортсмены киберспорта остаются востребованы в таких нишах как испытание новых игр, помощь в разработке и т. д.
Минусы
Негативно настроенные противники киберспорта уверены, что он отрицательно влияет на здоровье ребенка. Отчасти это правда, но не в таких масштабах, как это принято преподносить.
Мышечная гиподинамия. Гиподинамия мышц развивается вследствие продолжительного пребывания в одной позе за компьютером. Чтобы избежать этой проблемы детям рекомендуется сочетать киберспорт с другими видами спорта, которые будут восполнять дефицит движения во время игр.
Перенапряжение глазных мышц. Напряженность глазных мышц возникает при долгом нахождении за компьютером, а также от того, что спортсменам приходится сокращать частоту морганий, чтобы не пропустить важные моменты в поединке. Эта проблема решается регулярными расслабляющими упражнениями и применением увлажняющих глазных капель.
Также к минусам можно отнести значительную трату времени на тренировки, разработку и тестирование стратегий. Но этот минус может в итоге оказаться плюсом, ведь ребенок учится планировать время, соблюдать режим и расставлять приоритеты.
Научные исследования
Научные исследования о влиянии киберспорта стали проводить с возрастающей популярностью дисциплины. На сегодняшний день у специалистов нет единого мнения о пользе или вреде киберспорта.
Результаты исследований мировых ученых крайне противоречивы и ни одно из них не отражает полной картины влияния киберспорта на детей.
В научном мире есть работы, свидетельствующие о пользе видеоигр. Результаты экспериментов подтвердили, что киберспорт развивает мышление, реакцию и концентрацию внимания. С другой стороны есть работы, свидетельствующие о негативном воздействии игр на психоэмоциональное состояние спортсменов.
Родителям, чьи дети решили заниматься киберспортом, нужно понимать, что не бывает спорта, несущего только положительное воздействие. Также как и в других видах спорта, ребенок здесь будет испытывать колоссальные нагрузки, поэтому перед записью в секцию важно определить, подходит ли этот вид спорта ребенку и не принесет ли он ему больше вреда, чем пользы.
По мнению психологов киберспорт подходит детям с устойчивой психикой и волевым характером.
Многих родителей также интересует степень травматизма в киберспорте. На это специалисты отвечают, что, несмотря на то, что в этом спорте риск травматизма крайне низок, у спортсменов нередко возникают профессиональные нарушения опорно-двигательного аппарата.
При несоблюдении графика занятий спортсмены сталкиваются с возникновением таких патологий как туннельный синдром, локоть программиста, защемление мышц спины и шеи.
Сколько стоят занятия
Занятия в секции киберспорта в России стоят от 3000 до 30 000 руб. в месяц. Цена занятий зависит от региона и уровня школы. Но оплата занятий, это не единственная статья расходов. Родителям придется купить хороший игровой компьютер с необходимыми аксессуарами и оплачивать поездки на турниры.
Как выбрать секцию
Несмотря на то, что секций по киберспорту в России не так много, у родителей все же есть выбор. Выбирать школу требуется не только по техническому оснащению, но и по квалификации тренерского состава.
Посетив первое занятие, обратите внимание на учебный процесс. Тренер должен четко соблюдать регламент занятий, следить за психоэмоциональным состоянием подростков, своевременно делать перерывы и проводить разминки.
Также при выборе школы обратите внимание на преподаваемые дисциплины и участие спортсменов в региональных и зарубежных соревнованиях. Помните, в хорошей секции всегда требуют страхование детей и медицинскую справку об отсутствии противопоказаний.
Заключение
Киберспорт для детей – это увлекательный вид спорта, набирающий все большую популярность в нашей стране. Если ваш ребенок выбрал для себя этот спорт, не нужно пугаться, ведь при правильно составленном графике занятий он не принесет ребенку вреда и позволит развить ему необходимые для взрослой жизни качества и навыки.
Помните, если ребенок интересуется компьютерными играми, вы не сможете оградить его от них. Так пусть лучше подросток занимается под руководством опытного тренера, чем проводит все свое время в подвальных компьютерных клубах без присмотра.
Осуществление детской мечты. Как стать киберспортсменом
С каждым годом киберспортивные дисциплины привлекают все большее внимание геймеров, а киберспортсмены получают щедрые и весомые денежные вознаграждения за победы на турнирах.
Фото: Getty Images
- Как попасть в киберспорт в России и стать киберспортсменом?
- Перспективы развития киберспорта в России
- Плюсы и минусы киберспорта
- Как стать киберспортсменом
- Как выбрать игру
- Источники дохода в киберспорте — как заработать деньги?
- Работа в киберспорте
Уникальность нашего времени в том, что воплотить в реальность детские мечты любого мальчишки — играть в компьютерные игры, стало проще простого. Кто бы мог подумать еще 20 лет назад, что соревнования по видеоиграм станут в один ряд с футболом, хоккеем или плаванием. Не это ли счастье взрослого и успешного мужчины: официальный спорт с возможностью дохода, щедро приправленный детскими мечтами?
С каждым годом киберспортивные дисциплины привлекают все большее внимание геймеров, а киберспортсмены получают щедрые и весомые денежные вознаграждения за победы на турнирах. Оборот игровой индустрии составляет практически $175 млрд в год. Главные призовые фонды по таким известным проектам, как Dota 2, League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive, составляют десятки миллионов долларов, а это весьма многообещающе. Возникает вопрос: если это так перспективно и привлекательно, как же туда попасть?
Как попасть в киберспорт в России и стать киберспортсменом?
Чемпионаты по киберспорту транслируются на широкую аудиторию в интернете в реальном времени. Чтобы понять, как попасть в киберспорт, надо знать его особенности, где и что необходимо учесть, прежде чем получать кругленькую сумму в качестве призовых.
Ежедневные виртуальные тренировки позволяют игрокам оттачивать свои навыки, лучше понимать нюансы геймплея и набираться специфического опыта. Чемпионы в этом виде спорта довольны быстро сменяют друг друга, а значит, конкуренция довольно жесткая.
Обучение
Чаще всего, кибератлеты довольно молоды, средний возраст порядка 18-30 лет, однако почти все они начинали свою карьеру на любительских и полупрофессиональных ресурсах ещё с 13-летнего возраста.
Образование в сфере киберспорта — это неотъемлемая часть становления киберспорта в России, — полагает основатель киберспортивных дисциплин Евгений Завалов.
Перспективы развития киберспорта в России
Интересный и знаменательный факт: именно Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта.
Случилось это в 2001 году, но уже в 2006-м киберспорт перестал считаться официальным видом спорта из-за того, что в более чем половине субъектов России не было на тот момент зарегистрированного общероссийского объединения физической культуры и спорта. Только спустя 10 лет, в 2016 году киберспорт в России вновь признали официальным видом спорта. На этот раз окончательно.
Масштаб этой отрасли в мире в целом, и в нашей стране настолько велик, а скорость развития, судя по размерам призовых на соревнованиях и массовому открытию игровых клубов, настолько высока, что перспективы развития киберспорта в России, более радужны.
Кто такой киберспортсмен?
Киберспортсмен — это компьютерный игрок, который участвует в соревнованиях, и получает денежные вознаграждения за успешные выступления. Профессиональные игроки выбирают одну из виртуальных дисциплин и оттачивают навыки, скорость и мастерство в конкретной сфере. Игрок может выступать индивидуально или в команде.
Возраст киберспортсмена составляет приблизительно 18-29 лет. Начать карьеру на полу- и профессиональных площадках можно уже с 13-14 лет. Составы команд меняются. Если контракт позволяет, то игрок может свободно переходить в другую сборную.
Каждый опытный киберспортсмен (Pro-gamers) имеет индивидуальный рейтинг, который складывается из общей суммы, которую набирает игрок за свои выступления.
Чем отличается киберспортсмен от обычных игроков?
Заработок — главное отличие обычного игрока-профессионала. Любитель садится за компьютер, чтобы получить удовольствие. Для кибератлета игра — это профессия и основной источник дохода.
В киберспорте конкуренция очень высока, поэтому все профессионалы тренируются по 8-15 часов в день.
Плюсы и минусы киберспорта
Чтобы не возникло иллюзий, давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны спорта, и будем готовы к возможным трудностям. Итак:
Преимущества киберспорта:
Кибератлеты с опытом успешных выступлений получают помимо призовых, выплат стабильную зарплату и процент от рекламы.
В этом спорте успех не случаен. В киберспортсмены идут настоящие ценители игры. А зарабатывать деньги на своем увлечении — настоящая удача.
Соревнования проходят на всех континентах, благодаря чему киберспортсмены могут оценить красоту тех стран, где еще не были. Организаторы оплачивают перелеты и проживание, помогают оформить документы на въезд, создают комфортные условия.
Кто же не любит становиться лучшим из лучших? Именитые профи, чьи игры транслировались на широкую аудиторию, быстро становятся медийными людьми. Их приглашают сниматься в рекламных роликах и приглашают на мероприятия.
Для игры не имеет значения место проживания, а также образование. Главный фактор — уровень профессионализма атлета.
У спортсменов появляется прекрасная возможность делиться опытом, налаживать дружеские отношения и связи.
Какие бывают дисциплины:
- командные игры с тактическими элементами,
- стратегии в реальном времени,
- шутеры от первого лица,
- авто и авиа-симуляторы,
- файтинги и другие.
- Dota 2 (многопользовательская онлайновая боевая арена);
- Counter-Strike: Global Offensive (мультиплеерный командный «шутер» от первого лица);
- Hearthstone (коллекционная карточная онлайн-игра);
- StarCraft (стратегия в реальном времени).
Преимущества киберспорта
- Высокий доход
- Хобби, оно же интересная профессия
- Возможность путешествовать и смотреть весь мир
- Победы и признание
- Удаленная работа
- Расширение круга общения и появление новых друзей
Недостатки киберспорта:
В этом спорте очень стремительно меняются игроки в командах и лидеры. Необходимо постоянно оттачивать навыки и обладать качествами победителя для того, чтобы быть на вершине сколь-нибудь регулярно.
- Внушительный капитал для начала карьеры
Когда спортсмен выходит на профессиональный уровень, для победы важны мощность персонального компьютера, качество рабочей гарнитуры (монитор, мышка, клавиатура). Первые поездки на турниры часто спортсмен оплачивает самостоятельно. Техника и затраты на путешествия требуют немалых средств.
- Огромное количество затрачиваемого времени
Сами тренировки, даже без учета турнирных игр занимают 8-12 часов в сутки и больше.
- Сидячая малоподвижная работа
Образ жизни, когда приходится огромное количество времени находиться перед мониторов компьютера, говорит сам за себя.
- Нерегулярность получаемого заработка
В начале карьеры практически никто из кибератлетов не имеет стабильного дохода. Первое время это небольшие призовые или скромный месячный оклад.
Как стать киберспортсменом?
В первую очередь, необходимо обладать мощным ПК и бесперебойным доступом в интернет, чтобы не было зависаний и задержек в игре.
Нужно оттачивать свои сильные стороны и профессиональные навыки. А также уделять играм очень много времени, порою не менее, а то и более 8-12 часов в день. И постоянно проводить работу над ошибками.
Как выбрать игру?
В киберспорте много игровых жанров, самым правильным выбором станет улучшение навыков в чем-то определенном. Такой игрой может стать Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2, Heroes of the Storm, League of Legends, PlayerUnknown’s Battlegrounds, Hearthstone, FIFA 23 или другие проекты, которые вам по душе.
Как только вы попробуете все жанры и остановитесь на том, где будут самые высокие результаты, успех обеспечен. Однако, необходимо учесть, что чем популярней игра, тем выше шанс того, что до успеха не дойти, из-за высокой конкуренции. И наоборот.
Спортивный разряд в киберспорте
Киберспорт находится в ведении Федерации Компьютерного Спорта Российской Федерации (ФКС РФ). Для того, чтобы получить спортивный разряд, кибератлету необходимо занимать призовые места на проводимых киберспортивных соревнованиях. На сайте Министерства спорта и ФКС можно ознакомиться с графиком соревнований и требованиями. Вполне реально получить звания «Мастер спорта», «Заслуженный мастер спорта» и «Мастер спорта международного класса».
Источники дохода в киберспорте — как заработать деньги?
Выигрывать соревнования и получать гонорары за призовые места. Суммы выигрыша игрока начинаются от 100-500 евро, а на крупных турнирах денежные фонды достигают 10 млн евро и выше. Также начинающих игроков поддерживают подарками в виде техники, гарнитур, сувениров.
Получать оклад. Когда вы попадаете в команду и подписываете контракт, то вероятнее всего, по нему предусмотрена стабильная зарплата. Малые клубы выплачивают членам порядка 200-500$, оклад игроков высокого класса от 2000$ и выше.
Доход от рекламы. Большинству игроков предлагаю процент от рекламных коллабораций, а в качестве бонусов оплачивают поездки на турниры, отдых на курорте или премии за удачные игры или серии игр.
Дополнительный доход. Медийные игроки, которые приобрели узнаваемость, обеспечены дополнительными доходами. Они зарабатывают на стримах, проводят тренинги, пишут руководства. Активное продвижение личного бренда в соцсетях, расширение аудитории тоже со временем приносят дивиденды.
Работа в киберспорте
Если у вас нет врожденных или уникальных задатков, а этот вид спорта неудержимо влечет, есть где развернуться. Вы можете стать менеджерами, обозревателями, комментаторами или маркетологами. Кроме того, как в любом спорте, у команды нередко есть тренер.
Побед, призов и широкого признания можно добиться не только в игре. Настоящие специалисты всегда востребованы и хорошо оплачиваемы. Этот вид спорта молниеносно развивается, призовые фонды все больше растут. Присоединяйтесь, если вас влечет эта ниша, ведь успех обеспечен тем, кто делает к нему шаги.
«Для ребёнка, который проводит много времени за компьютером, киберспорт — это выход»
Подростки-киберспортсмены становятся миллионерами, едва им исполнится 18, а студентам, которые занимаются киберспортом, университеты предлагают стипендии. Но родители всё равно относятся к нему с большим предубеждением и считают, что киберспорт равен компьютерным играм. Об этом и других мифах — в эфире «Радиошколы», проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва», рассказал Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России.
Постоянные тренировки, психолог и фитнес-тренер
Киберспорт — это не соревнование человека с роботом или компьютером, как часто думают, а соревнование двух игроков. Оно может быть индивидуальным и командным. Компьютер выступает только в качестве спортивного инвентаря. Как доска в шахматах.
Как и любой спорт, киберспорт — это система. К соревнованиям тоже готовятся с помощью тренировок. У профессиональных команд они делятся на несколько частей. Во-первых, это теория — смотрят записи прошедших соревнований, анализируют, как играли их соперники, ищут их слабые и сильные стороны. Точно так же анализируют свои матчи. Вторая часть — это практика, когда спортсмен с тренером или партнёром оттачивает технику. У любой профессиональной команды есть и психологическая подготовка. Команда учится вовремя признавать свою вину, вести себя в стрессовой ситуации, не давать выход негативным эмоциям и поддерживать друг друга, если во время игры что-то идёт не так, а победа ускользает из рук.
Представьте себе профессиональную команду, которая участвует в соревнованиях в другом часовом поясе. Напряжённая обстановка, на кону большие деньги и престиж страны. В этой ситуации человеку нужно выложиться на сто процентов.
Ключевые матчи играются на сцене, когда вокруг много зрителей — это дополнительный стрессовый фактор. Поэтому у каждого спортсмена есть фитнес-инструктор. Физически не приспособленный к таким нагрузкам человек в любом спорте не сможет показать нормальный результат. Шахматисты долгое время не уделяли внимания физической форме, но когда они стали заниматься ею систематически, их показатели в игре улучшились до 40%.
Киберспорт учит не переводить стрелки на другого
Нужно чётко разделять: киберспорт и компьютерные игры — это не одно и то же. Главное отличие киберспорта от обычных компьютерных игр в том, что это действительно настоящий спорт, а игры здесь — всего лишь инструмент. От простого любителя поиграть в компьютерные игры спортсмена отличает то, что он постоянно участвует в соревнованиях и зарабатывает этим на жизнь.
Мы проводили исследование: ребята, которые занимаются спортом, проводят за компьютером в два раза меньше времени, чем их сверстники, хотя играют в одно и то же
Спортсмену после тренировки будет неинтересно играть с людьми не его уровня. Обычный же человек, говоря современным языком, залипает в игре на многие часы. Когда я отдавал своего сына в футбольную школу, я не думал, что он вырастет и станет Рональдо. Я хотел, чтобы он развивался. Потому что любой спорт развивает компетенции, которые помогут стать успешными в современном мире.
Абсолютное большинство киберспортивных дисциплин — командное, но даже если человек играет в индивидуальном разряде, ему необходимы навыки нахождения в социуме. Случаются нестандартные ситуации — интернет пропал, свет мигнул, игроку нужно правильно подать апелляционную жалобу, объяснить, почему он не согласен с решением судьи.
Киберспорт развивает множество социальных навыков — умение принимать решение в сжатое время и в условиях неполной информации, умение играть в команде. Умение в случае победы разделить её с командой, а в случае проигрыша — взять на себя часть вины за поражение, а не переводить стрелки на кого-то другого. Это умение искать информацию, общаться с иностранцами, знание английского языка.
Родители считают, что разбираются в книгах, поэтому запрещают то, что не понимают, — компьютер
Я не склонен бороться с точкой зрения, что компьютерные игры — это зло. Если человек целыми днями проводит за компьютером, из-за этого у него проблемы с учёбой, то необходимо что-то делать. Другое дело, каким способом.
Можно запрещать ребёнку находиться за компьютером больше 15 минут в день, но с возрастом этот подход всё равно перестанет работать. Родителям нужно понять, почему ребёнок выбрал такое занятие. Человек обычно бежит не куда-то, а от чего-то, так что начинать нужно с причин, а не последствий.
Если человек с головой уходит в компьютерный мир и хочет, чтобы в реальном мире его ничто и никто не беспокоил, есть смысл обратить внимание на его окружение. Такие люди были всегда. Просто сейчас они часами просиживают перед компьютером, а раньше запоем читали книги и абстрагировались от большого мира в книжном.
Проблема в том, что большинство родителей считают, будто разбираются в книгах. Компьютерные игры и спорт для них — терра инкогнита. Родители легко поддаются соблазну запретить вещь, в которой они ничего не понимают. Просто так, на всякий случай.
Каждый день в мире появляется порядка 20 новых игр. Уследить за ними невозможно, но это не снимает ответственности с семьи. Родители должны сами покупать ребёнку игры. Попробуйте сами поиграть в игру, которую вы ему даёте, хотя бы в течение 20 минут или прочитайте отзывы в интернете. Установите родительский контроль на компьютере, чтобы ребёнок не мог устанавливать игрушки без вашего ведома. Правда, хитрые игроделы научились обходить ограничения и предлагают игры, в которые можно играть прямо в браузере.
Лёгкие браузерные игрушки, на мой взгляд, вообще самые вредные. Ребята заходят в них, как только появляется свободная минутка, но, по сути, они ничему здесь не учатся
Такая игра — суррогат, который нужен только для того, чтобы выманивать у человека деньги и время. Я с огромной опаской отношусь к многопользовательским онлайн-играм. Они симулируют целый мир и затягивают детей своей простотой. Все механизмы этой игры работают на то, чтобы удержать человека как можно дольше. Если у него нет никаких серьёзных якорей в реальности, общество его потеряет.
Для ребёнка, который проводит много времени за компьютером, киберспорт — это выход. Спросите, не хочет ли он попробовать посоревноваться в любимой игре с другими, проверить, насколько он хорош? Это вызов, не каждый ребёнок будет готов его принять.
Нужно позволять ребёнку совершать лёгкие ошибки, чтобы он мог учиться на них. Компьютерный спорт для этого — отличное пространство. Но он не должен идти по этому пути один, родителям придётся разделить с ребёнком все победы и поражения.
Киберспорт гораздо менее травмоопасен, чем другие виды спорта
Есть миф, что от киберспорта падает зрение. Профессиональные спортсмены, наоборот, берегут своё зрение: это инструмент, с помощью которого они зарабатывают деньги. Приведу пример: мне 41 год, 35 лет жизни я провёл перед компьютером, но я до сих пор обхожусь без очков и линз. В любой деятельности нужно понимать основы безопасности, которые уберегут вас от вреда. Мой отец, например, в шесть лет научил меня простой гимнастике для глаз.
Профессиональные спортсмены старательно обустраивают своё рабочее место: выбирают монитор с правильной диагональю, подбирают спортивное кресло, которые учитывает особенности фигуры, и мышки, которые подходят под руку игрока. Можно даже подобрать мышку с грузилом, чтобы она была комфортна. Приведу аналогию: когда человек приходит играть в гольф, у него в сумке лежит множество клюшек на самые разные случаи. Обывателю это может показаться странным.
В целом киберспорт гораздо менее травмоопасен, чем другие виды спорта, например, фигурное катание. Он достаточно инклюзивен. Даже ребята с особенностями физиологического развития могут полноценно участвовать в общих соревнованиях и быть в команде с теми, у кого нет никаких сложностей в развитии. Противопоказания зависят от конкретных дисциплин. К определённым играм не допустят человека, у которого есть предрасположенность к агрессии или эпилепсии, потому что частная смена картинок может вызвать припадок.
Профессиональный игрок не обращает внимания на жестокость в игре
Самая популярная игра в российском киберспорте — это Dota2. В ней соревнуются в командах по пять человек. Игра длится около часа и включает предыгровую подготовку, где ребята подбирают себе персонажей, которые смогут успешно противостоять соперникам.
Её часто обвиняют в жестокости и насилии. Да, Dota — игра с фантазийными персонажами, которые насылают друг на друга заклинания и бьют мечами по голове. Но, во-первых, всё это идёт не от первого лица, а трёхмерно, — выглядит как обычный мультфильм. Во-вторых, для профессионального киберспортсмена эти визуальные детали не имеют значения.
Он воспринимает свой персонаж как набор цифр и функций — сколько у него жизней, оружия, навыков, эффектов. В каждой графической игре можно выставить минимальные визуальные настройки, большинство профессиональных игроков делает именно так: им важна информация, а не красота.
В каких ещё играх могут соревноваться киберспортсмены?
- Соревновательные головоломки — логические игры с использованием карточек, где нужно сформировать стартовую позицию, а потом максимально хорошо её реализовать. Задача игрока здесь — ввести соперника в заблуждение и перехитрить его.
- Стратегии реального времени. Игрок развивает три направления: экономическое, научное и военное. Сочетая все три или отдавая предпочтение одному, игрок должен победить своего соперника. Ему нужно как можно скорее понять, как будет действовать соперник: например, использовать так называемый туман войны, чтобы закрыть карту и не дать ему увидеть, чем вы занимаетесь.
- Спортивные симуляторы, например, хоккей. В интуитивно понятную игру соревнуются с помощью джойстиков.
- Технические симуляторы, например, симулятор гонок. Игрок садится в специальное кресло, у него есть такие же руль и педаль, как в гоночном автомобиле, и большой монитор, чтобы следить за игрой.
Сколько и на чём зарабатывают киберспортсмены
Порог вхождения в киберспорт низкий. Компьютер сегодня есть у каждого, всё остальное зависит от намерений игрока. Полный комплекс оборудования для начинающего геймера, который настроен серьёзно, обходится, как правило, в 1000 долларов. То же самое и в обычном спорте: если вы начинаете бегать профессионально, вам нужны специальные кроссовки, чтобы не испортить себе колени. Если мы говорим о топовых спортсменах, то они, конечно, тратят на оборудование заоблачные суммы.
Как зарабатывают киберспортсмены? Во-первых, они получают зарплату за контракт с командой, за которую выступают. Во-вторых, они получают призовые. Чем серьёзнее соревнования, тем они больше. Выигрыш может превышать миллион долларов. Есть стриминговая платформа, где геймеры могут устраивать трансляции своих игр и тренировок. Платформа предлагает им интегрировать рекламу в видео и платить за просмотры. Киберспортсмены могут получать деньги и за рекламные кампании.
В соревнованиях Федерации киберспорта России можно участвовать с 14 лет. Что касается «пенсионного» возраста, то здесь всё индивидуально для конкретной дисциплины. В стратегиях реального времени спортивная старость наступает примерно в 24 года, потому что руки уже не успевают за головой — крайне неприятное чувство. В соревновательных головоломках иногда вполне успешно выступают люди 50-55 лет.
Компьютерный спорт очень молодой. Наша Федерация получила аккредитацию только в прошлом году, с точки зрения законодательства эта сфера ещё не до конца урегулирована. Поэтому официальных секций, как по футболу или хоккею, пока не существует. Но мы уже проводили двухмесячные секции по обучению игре в Dota. Сейчас с этой программой мы проходим все необходимые инстанции, чтобы передать её во все регионы страны как рекомендованную для обучения в секциях по киберспорту.
Назван лучший возраст для начала занятия киберспортом
В Федерации компьютерного спорта (ФКС) России назвали Ura.ru лучший возраст для подростков, когда им стоит начать заниматься киберспортом. Считается, что лучше всего начинать тренировки с 14 лет.
«Мы рекомендуем приступать к занятиям компьютерным спортом с 14 лет, с этого возраста также разрешено участвовать в соревнованиях. Киберспорт — это спорт молодых, это связано со скоростью реакции, которая замедляется с возрастом и наступлением «спортивной старости»», — рассказали в организации.
Представители ФКС отметили, что пик карьеры киберспортсменов, как правило, наступает в 19-20-летнем возрасте в дисциплинах, где ключевым является именно скорость реакции. В организации подчеркнули, что бывают исключения, когда игроки старше 30 лет показывают достойные результаты, однако пояснили, что средний возраст киберспортсменов приближается к 30 годам в основном в тех дисциплинах, где главную роль играет стратегическое мышление, а не реакция.
Ранее стало известно, что Глава Федерации компьютерного спорта Дмитрий Смит рассчитывает, что киберспорт со временем будет включен в программу Олимпийских игр. Он подчеркнул, что федерация хочет ускорить процесс и уже ведет работу в данном направлении. По его мнению, включение киберспорта в программу Игр — вопрос времени.