Почему страхование регулируется федеральными законами
С 01.07.2024 гл. I дополняется ст. 6.2 (ФЗ от 04.08.2023 N 442-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 7. Порядок регулирования деятельности общества взаимного страхования
(в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 287-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Деятельность обществ взаимного страхования регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, федеральным законом о взаимном страховании и другими федеральными законами.
Почему страхование регулируется федеральными законами
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
(в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, регулируются также федеральными законами и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России), а в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — нормативные правовые акты).
(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Для целей настоящего Закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты и нормативные акты Банка России, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, являются составной частью страхового законодательства.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Действие настоящего Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений.
5. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов в банках, а также на отношения по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, страхованию импортных кредитов от предпринимательских и (или) политических рисков, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
(п. 5 в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Действие настоящего Закона распространяется на страховые организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
(п. 6 введен Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ)
Финансово-правовые отношения в сфере страхования Текст научной статьи по специальности «Право»
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрельников Вадим Валентинович
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в системе обязательных платежей
Роль государства в обеспечении публичного интереса в страховании
Обязательное страхование вкладов как способ обеспечения исполнения обязательств и как инструмент антикризисного воздействия на банковский сектор
К вопросу о месте страхования в системе права России
Принципы и основные виды социального страхования в Российской Федерации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Финансово-правовые отношения в сфере страхования»
* КОММЕНТИРУЕМ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО *
Финансово-правовые отношения в сфере страхования
В. В. Стрельников
В финансово-правовой науке по-прежнему актуален вопрос об определении предмета и системы финансового права. Одним из наиболее «уязвимых» участков на границе финансово-правового регулирования можно считать отношения в сфере страхования. Следует признать, что единый научный подход по данной проблематике отсутствует. Можно лишь отметить тенденцию уменьшения финансово-правовой составляющей в системе регулирования страховых отношений в связи с прекращением государственной страховой монополии. Ввиду того, что подавляющее большинство страховых организаций, а значит, соответствующих фондов денежных средств, имущественно и организационно отделены от государства, отношения в сфере страхового дела стали регулироваться, главным образом, нормами гражданского и административного права. Иными словами, деятельность страховых организаций, основанных на частной форме собственности, не является составной частью финансовой деятельности государ-ства1. Однако в последние годы развитие самих страховых отношений, а также нормативной базы их регулирования заставляют еще раз критически рассмотреть вопрос о
Стрельников Вадим Валентинович —
кандидат юридических наук (Воронеж).
1 См.: Карасева М. В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 52—53.
роли и пределах финансово-правового регулирования в сфере страхования.
При рассмотрении заявленной темы необходимо отталкиваться от двух начальных посылок. Во-первых, это традиционное определение финансового права как отрасли права, регулирующей отношения по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств2 . Во-вторых, это определение страхования как отношений по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков3. При этом важнейшим условием страхования является вероятностный, случай-
2 См.: Финансовое право / Отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Юристъ, 2000. С. 35—36; Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 36; Финансовое право / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, 2003. С. 7, 22; Крохина Ю. А. Финансовое право России. М.: Норма, 2004. С. 44.
3 См.: Статья 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.).
ный характер страхового события (страхового случая)4.
Среди ученых-юристов распространен взгляд на страховое право (регулятор страховых отношений) как на комплексную отрасль, включающую в себя нормы частного и публичного права, что объективно отражает наличие частных и публичных интересов в сфере страхования5 . Необходимо сразу отметить, что публичное страхование — не всегда обязательное, равно как и частное — не всегда добровольное (пример — добровольное участие в обязательном пенсионном страховании, обязательном социальном страховании). Это не алогизм, поскольку добровольным является только вступление в существующую систему отношений, детально урегулированных законом, конкретные же условия являются строго обязательными. В последнее время активно развивается обязательное страхование, регламентированное преимущественно нормами гражданского права, в частности, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. То обстоятельство, что в страховании нет четкого разграничения между частным и публичным началом, еще раз подтверждает вывод И. А. Покровского о том, что границы частного и публичного права не представляют резкой демаркационной линии. Как в области публичного, так и в области частного права всегда есть отступления в сторону противоположного принципа6.
Связующим звеном между частноправовым и публично-правовым
началом в страховании выступает общая социально-экономическая сущность страхования как процесса формирования целевых фондов денежных средств и их использования при наступлении страховых случаев. Страховое право отличает также однообразие терминологии при регулировании различных по отраслевой принадлежности отношений (застрахованное лицо, страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай и т. д.).
Публично-правовые отношения в сфере страхования регулируются нормами не только финансового, но также конституционного, административного права и права социального обеспечения. Вместе с тем нельзя произвольно расширять границы финансово-правового института страхования в системе финансового права. Нет необходимости размывать особенную часть финансового права, включая в институт страхования отношения по бюджетному процессу, в том числе по бюджетному процессу в части государственных внебюджетных фондов, налогообложение страховых организаций, лицензирование страховой деятельности7.
Как известно, для определения отраслевой природы правоотноше- » ний необходимо руководствовать- ^ ся критериями предмета и метода « правового регулирования. Учиты- „ вая свойства предмета и метода фи- рав нансового права, можно предло- » жить следующий тест для выявле- ко ния публичной (финансово-право- ий вой) составляющей в страховых от- осс
4 См.: Фогелъсон Ю. Б. Введение в стра- 7 См.: Мамедов А. А. Финансовые право- ^ ховое право. М.: Юристъ, 2001. С. 19. отношения в сфере страхования // Финан-
5 См., например: Райхер В. К. Обществен- совое право. 2004. № 2. С. 70—72. но-исторические типы страхования. М.—Л.: 8 На наш взгляд, финансово-правовая при-Изд-во АН СССР, 1948. С. 189; Брагинский рода страховых отношений не может быть М. И. Договор страхования. М.: Статут, 2000. выявлена при помощи таких признаков, как С. 133; Белых В. С., Кривошеев И. В. Стра- установление государством видов и условий ховое право. М.: Норма, 2004. С. 3. обязательного страхования, а также нали-
6 См.: Покровский И. А. Основные проблемы чие государственного контроля или непос-гражданского права. М.: Статут, 1999. С. 37. редственное участие в правоотношении
а) Правовой статус страховщика, особенности контроля за его деятельностью. О публично-правовом статусе страховщика свидетельствует, в частности, отсутствие рынка страховых услуг, подлежащего регулированию Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», а также отсутствие контроля со стороны Федеральной службы страхового надзора.
б) Правовой режим страхового фонда (фондов).
в) Цели деятельности страховщика и иных участников страхового правоотношения. В частности, публичные интересы могут быть обусловлены высокой вероятностью и значительным количеством страховых случаев.
г) Отсутствие диспозитивных, в частности, договорных, начал в регулировании страховых отношений.
д) Правовая природа страховых взносов, механизм их уплаты.
е) Характер санкций за неуплату страховых взносов и иные правонарушения в сфере страхования.
ж) Общая направленность правового регулирования. Возможность применения к страховым правоотношениям положений Налогового кодекса РФ (Гражданского кодекса РФ).
Применяя указанный тест к имеющимся на сегодняшний день страховым отношениям, можно структурно обозначить финансово-правовой институт страхования и его границы.
I. Во-первых, нормами финансового права регулируются отношения по образованию, распределению и
уполномоченного государством органа (см.: Колосюк В. В. Государственное обязательное страхование как институт финансового права / / Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государства. Вып. 1. Черновцы, 2003. С. 351). Существует, как известно, обязательное гражданско-правовое страхование, определяемое законом, а деятельность страховщика подлежит государственному контролю независимо от вида страхования.
использованию фондов денежных средств в системе обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование в Российской Федерации (далее — ОСС) регулируется Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», законами о конкретных видах ОСС — Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и иными нормативными актами.
Финансово-правовая природа отношений в системе ОСС обусловлена следующими причинами.
1. Страховщиками выступают государственные внебюджетные фонды — Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ9. Неоднократно отмечалось, что содержание деятельности органов государственных внебюджетных фондов (властно-распорядительная деятельность) не соответствует их организационно-правовой форме (государственное финансовое учреждение)10. Не вызыва- ‘ ет сомнения тот факт, что государственные внебюджетные фонды реализуют не частную, а публичную (в том числе публичную налоговую)11
9 Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования формально не являются страховщиками, однако выполняют часть их функций — аккумулируют и распределяют средства на обязательное медицинское страхование.
10 См., например: Сенных Л. Н. Социальная защита населения: Административно-правовое регулирование системы управления. Воронеж, 2002. С. 23.
11 См., например: Винницкий Д. В. Субъекты налогового права. М.: Норма, 2000. С. 150.
правосубъектность. В отношении них не действуют положения Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и не распространяется общий страховой надзор.
2. Бюджеты государственных внебюджетных фондов включены в бюджетную систему, соответствующие средства находятся в федеральной собственности (ст. 10, 143 БК РФ). Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов производится по правилам бюджетного процесса.
3. Страховщики в отношениях по ОСС преследуют исключительно публичные, общественно значимые цели. Наступление страхового случая (достижение пенсионного возраста, болезнь и др.) отличается высокой степенью вероятности, что затрагивает интересы значительного числа граждан. Создание системы ОСС обусловлено конституционной гарантией социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» ОСС основано на таких принципах, как его всеобщий обязательный характер, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов.
4. Правоотношения в сфере ОСС лишены диспозитивности и подчинены исключительно императивным началам. Страхователь лишен возможности отклониться от модели поведения, установленной законом, в частности, выбрать страховщика, повлиять на определение страхового случая, размер страхо-
вых взносов и т. д. Имея сходство с обязательным гражданско-правовым страхованием (страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, жизни и здоровья пассажиров и т. д.), ОСС остается в сфере публично-правового регулирования. Обязательное гражданско-правовое страхование (хотя и осуществляемое в силу закона) предполагает заключение договора страхования, оставляет страхователю право на выбор страховой организации, то есть предполагается наличие конкурентного рынка страховых услуг, а также возможность влиять на определенные условия договора.
5. По правовой природе основной источник средств ОСС — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, — являются обязательными платежами, хотя формально не входят в систему налогов и сборов (ст. 13—15 НК РФ). Страховые взносы по признаку их индивидуальной возмездности нельзя отнести к на-логам12, несмотря на то, что к отношениям, связанным с уплатой страховых взносов, субсидиарно применяется законодательство о
12 См.: Калинина Л. Об уплате пени за не- = своевременное перечисление страховых ‘ взносов в пенсионный фонд РФ / / Экономика и жизнь. 1995. № 28. С. 15; Украинский Р. В. Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование / / Законодательство. 2002. № 8. С. 48— 53; Орлова Н. Н. Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование // Ваш налоговый адвокат. е 2002. № 3 (21). С. 18—26; Злобин Н. Н. Налог как правовая категория: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 9; Гонтмахер Е. По какому пути будет развиваться система социального страхования / / РГ. 2004. 28 авг. См. также: Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. № 28-О, Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 49-О.
налогах и сборах. Такое применение еще не означает полного тождества страховых взносов и налогов, но свидетельствует об их общих признаках. Таким признаком является обязательность уплаты, обеспечиваемая сходными мерами контроля и государственного принуждения. Имеется и другая точка зрения, согласно которой страховые взносы являются целевыми налогами13. Думается, что выход из ситуации заключается в отнесении страховых взносов не к налогам, а к иным «обязательным платежам». Термин «обязательные платежи» широко используется в законодательстве о банкротстве и уже включен в НК РФ (ст. 30).
6. Санкции, предусмотренные ст. 22.1, 22.2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев», ст. 25—27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», включают в себя меры карательного (штраф) и восстановительного (взыскание неуплаченных страховых взносов и пени) характера. Указанные санкции носят публично-правовой характер и схожи с налоговыми санкциями14. С другой стороны, они имеют мало общего с последствиями несоблюдения условий обязательного страхования, указанными в ст. 937 ГК РФ. Таким
13 См.: Шевелева Н. А. О понятии налога в российском законодательстве / / Правоведение. 1994. № 5—6. С. 102; Пепеляев С. Г. Взносы в Пенсионный фонд: социальный налог или компенсационные платежи? / / Налоговый вестник. 1998. № 5. С. 3—6.
14 См.: Гонзус И. П. Проблемы применения ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании / / Вестник ВАС РФ. 2003. № 12. С. 132—139.
образом, наряду с регулятивными финансовыми правоотношениями в системе ОСС возникают и охранительные финансово-правовые отношения.
7. Правовое регулирование отношений в системе ОСС имеет ярко выраженный публично-правовой характер. К отношениям по аккумулированию средств в фонды ОСС субсидиарно применяются нормы НК РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на ОСС, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах ОСС, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение же норм ГК РФ, а также Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» к отношениям по ОСС либо исключается, либо ограничено узким сектором данных отношений.
На основании изложенного можно сделать вывод, что нормами финансового права регулируются основанные на властном подчинении имущественные и связанные с ними неимущественные отношения по образованию, распределению и использованию целевых денежных фондов в системе обязательного социального страхования.
II. Во-вторых, финансовые правоотношения имеют место в сфере обязательного государственного, страхования (далее — ОГС) наря- ‘ ду с гражданскими правоотношениями. Согласно п. 3 ст. 927 ГК РФ законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). Для го-
сударства соответствующие расходы одновременно являются страховыми взносами и бюджетными ассигнованиями, чем и обусловлена финансово-правовая природа отношений по выделению средств из бюджета на финансирование системы ОГС.
Значительная часть отношений по ОГС, в частности, между страхователем (органом исполнительной власти) и страховой организацией, между страховой организацией и застрахованным лицом по поводу выплаты страховой суммы, носят частноправовой характер и регулируются нормами гражданского права. Это обусловлено тем, что для страховщика осуществление такого вида страхования не является обязательным, он действует в своих частных интересах (извлечение прибыли), реализуя частную правосубъектность. Одной из особенностей заключения договора ОГС в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» является конкурсный отбор страховой организации.
Система нормативно-правового регулирования отношений по ОГС представлена значительным числом актов. Среди них стоит выделить Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
III. К сфере финансово-правового регулирования следует отнести отношения по страхованию вкладов физических лиц в банках, то есть
имущественные и связанные с ними неимущественные отношения по образованию, распределению и использованию фонда обязательного страхования вкладов, предусмотренного Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Данный вид страхования — новый для Российской Федерации, однако во многих странах он успешно функционирует уже давно.
Финансово-правовая природа значительного числа норм указанного закона обусловлена следующим.
1. Страховщик — Агентство по страхованию вкладов имеет статус государственной корпорации (некоммерческой организации). Представляется, что данная специфическая организационно-правовая форма может быть отнесена, по зарубежной терминологии, к юридическим лицам публичного права. Государственная корпорация создается исключительно Российской Федерацией на основании закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных целей. Эта организационно-правовая форма близка по юридической конструкции к учреждению, однако Российская Федерация как учредитель не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Данное обстоятельство, видимо, и обусловило закрепление за Агентством статуса именно государственной корпорации, что привлекательно для государства, ограничивающего пределы имущественной ответственности бюджета, но сохраняющего за собой рычаги управления финансами. Соответствующие механизмы предусмотрены, например, ст. 24, 42 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Публично-правовой статус Агентства подтверждается и таким немаловажным обстоятельством, как наделение его широкими полномо-
чиями в процессе банкротства кредитных организаций в соответствии со ст. 50.20 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Как в ОСС, в страховании банковских вкладов не допускается участие иных субъектов, помимо Агентства, в качестве страховщика, то есть отсутствует рынок страховых услуг.
Сказанное выше позволяет, на наш взгляд, считать Агентство по страхованию вкладов, как и ранее существовавшее Агентство по реструктуризации кредитных организаций, обладающим соответствующей компетенцией в сфере финансовой деятельности государства, следовательно, субъектом финансового права15.
2. Фонд обязательного страхования вкладов, учитываемый отдельно от иного имущества Агентства, принадлежит последнему на праве собственности (ст. 33 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), что формально не дает оснований считать его целевым государственным фондом денежных средств. Однако юридическая конструкция государственной корпорации основана на фикции — частная собственность на соответствующее имущество реально не возникает. Фонд формируется на основе государственно-властных предписаний, а расходование его средств имеет строго целевое назначение16. Поэтому, на наш взгляд, фонд обя-
15 См.: Пахалина Т. А. Финансово-правовые элементы правоотношений, складывающихся в процессе реструктуризации обязательств кредитной организации / / Финансовое право. 2003. № 1. С. 10.
16 См.: Турбанов А. В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации: Автореф. дисс. . д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 14.
зательного страхования вкладов может считаться целевым публичным фондом денежных средств. С ним, в частности, связаны отношения по образованию и распределению финансовых ресурсов определенной территории17. Другого фонда страхования вкладов на территории Российской Федерации нет. В выборе модели системы обязательного страхования вкладов мы пошли по англо-американскому пути. Напротив, в континентальной Европе страхование вкладов осуществляется в основном на началах децентрализации с минимальным контролем со стороны Центрального банка. Соответственно в европейской концепции защиты банковских депозитов частноправовое регулирование будет преобладать над публично-правовым.
3. В отношениях по страхованию вкладов без сомнения наличествует публичный интерес, поскольку главной целью создания системы страхования банковских депозитов является содействие стабильности финансовой системы страны18. По замыслу разработчиков рассматриваемого федерального закона его целями являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе и стимулиро- < вание привлечений сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации (п. 1 ст. 1).
Обеспечение прав и законных интересов вкладчиков становится государственной задачей. Не случайно на основании закона первоначальный взнос в размере 2 млрд руб. в фонд страхования вкладов произвел Банк России. Также закономерно принятие Федерального
17 См.: Крохина Ю. А. Особенности правового режима государственных и муниципальных целевых денежных фондов // Финансовое право. 2003. № 3. С. 9.
18 См.: Турбанов А. В., Евстратенко Н. Н. Система страхования депозитов: мировая практика и тенденции развития // Финан-
совое право. 2004. № 1. С. 61.
закона от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», целью которого является «укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации» (ст. 1).
Вероятность масштабного возникновения страховых случаев очень высока, поскольку банковская система чувствительна даже к самым незначительным колебаниям, которые провоцируют всеобщий банковский кризис, в результате чего миллионы граждан могут оказаться без средств к существованию. К сожалению, подобные примеры уже имеются. Трудно представить массовые страховые случаи, связанные со страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, нотариусов, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и т. д. Маловероятно, что все водители одновременно совершат ДТП. Поэтому указанные виды страхования остаются в сфере частного права.
4. Правовое регулирование отношений по страхованию вкладов носит обязательно-императивный характер. Законом не предусмотрено заключение договоров страхования, страхователь (банк) лишен какой-либо возможности влиять на содержание правоотношения, в частности, на размер страховых взносов. Все это обусловливает публично-правовую природу Закона в целом и финансово-правовую природу отдельных его норм. Публично-правовые формы регулирования, в отличие от частноправовых, характеризуются максимальной определенностью — императивной нормативностью, не допускающей выбора вариантов поведения19 .
19 См.: Попондопуло В. Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2002. № 4. С. 94.
5. Страховые взносы носят обязательный характер, что позволяет отнести их, по мнению одних авторов, к разряду обязательных платежей20, по мнению других — к числу налогов21.
6. За нарушения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» к банкам могут применяться меры ответственности в виде наложения запрета (ограничения) на привлечение вкладов граждан, взыскиваться неуплаченные суммы страховых взносов с начисленными пенями, которые можно отнести к мерам публично-правовой (административной и финансовой) ответственности.
7. Отношения по образованию, распределению и использованию фонда обязательного страхования вкладов как властеотношения не регулируются гражданским законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Не случайно в Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», содержащий, главным образом, гражданско-правовые нормы, Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 67-ФЗ были внесены изменения, исключающие его применение к отношениям по страхованию вкладов. С другой стороны, применение норм гл. 48 ГК РФ к данным отношениям объективно невозможно (ст. 970 ГК РФ). Императивные предписания Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» настолько детально регулируют отноше-‘ ния по страхованию вкладов, что реально «не оставляют места» для
20 См.: Турбанов А. В. Финансово-право- ► вые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации: Автореф. дисс. . д-ра юрид. наук. С. 14.
21 См.: БерназюкЯ. О. Банки як едиш плат-ники збору до фонду гарантування вклад1в
ф1зичних оыб / / Науковий вшник Чер-швецького ушверситету. Вип. 172: Право-зновство. Чершвц1, 2003. С. 100.
применения гражданского законодательства.
Таким образом, можно заключить, что сегодня в системе финансового права функционирует финансово-правовой институт страхования, регулирующий властные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения по мобилизации, распределению и использованию страховых фондов в области обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и страхования вкладов физических лиц. Основным цементирующим началом данного института выступает идея публичного страхования, то есть распределение в публичных интересах, в том числе на началах социальной справедливости, рисков несения возможных убытков и иных неблагоприятных последствий вследствие наступления социально значимых страховых случаев. В современном мире не только деятельность отдельных лиц, но и общества, государства в целом, связана с риском возникновения непредвиденных неблагоприятных обсто-ятельств22, поэтому публичный аспект страховых отношений будет только актуализироваться.
Теперь необходимо возвратиться к изначальной посылке о том, что предмет финансового права образуют отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований — образование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств.
Очевидно, что в современных условиях средства и методы финансовой деятельности государства меняются. Если ранее финансовая деятельность государства сводилась к «закачиванию» денежных ресур-
22 См., например: Яницкий О. Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 5—15.
сов в бюджетную систему, созданию и управлению децентрализованными финансами — фондами унитарных предприятий, то теперь государство стремится передать финансирование части публичных расходов (несение рисков таких расходов) негосударственным (квазигосударственным) субъектам. Нельзя не согласиться с мнением, что с развитием рыночной экономики происходит объективное усложнение финансовой деятельности государства, обусловленное необходимостью привлечения для удовлетворения публичных потребностей различных негосударственных финансовых институтов, например, частных управляющих компаний для формирования пенсионного капитала, коммерческих банков для обслуживания счетов бюджетов и т. д.23
Тенденция к разгосударствлению публичных финансов отмечается и в других странах, в том числе в ближнем зарубежье. Например, в Украине социальные фонды существуют вне бюджетной системы и являются негосударственными, однако в силу осуществления ими особых публичных функций их деятельность регулируется нормами финансового, а не гражданского права24.
В Российской Федерации наглядным примером может служить механизм инвестирования средств обязательных пенсионных накоплений. Государство, обязавшее страховате-
23 См.: Нечай А. А. Публичные фонды как категория современного финансового права // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 66; Ручкина Г. Ф. Финансово-правовое , регулирование фондов денежных средств коммерческих организаций // Финансовое право. 2004. № 2. С. 58.
24 См., например: Нечай А. А. Проблеми правового регулювання фонд1в загальнообо-вязкового державного соц1ального страху-вання в Украш1 / / Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государ-
ства. Вып. 1. Черновцы, 2003. С. 337—346.
лей уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, посчитало возможным доверить их инвестирование по желанию застрахованных лиц негосударственным организациям — управляющим компаниям или негосударственным пенсионным фондам. Одновременно оно ограничило их инвестиционные возможности строгими рамками. Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установлен ряд ограничений, включая прямые запреты отдельных операций. Таким образом, движение «государственных» денег через негосударственные организации происходит под «бдительным оком» государства и регулируется, по нашему мнению, нормами финансового права.
Явление передачи государственных полномочий в области финансов квазигосударственным субъектам не единично и, как представляется, будет прогрессировать. Например, в настоящее время активно обсуждается возможность перевода высших учебных заведений в разряд специализированных некоммерческих организаций с финансированием по схеме государственного заказа, а не путем бюджетных ассигнований25. Однако от этого не изменится финансово-правовая направленность в регулировании публичных по своему значению отношений по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих денежных фондов.
Преимущества новой модели финансовых правоотношений известны. Частично о них говорилось применительно к правовому статусу государственной корпорации. Как отмечают А. В. Турбанов и Н. Н. Евстра-
25 См., например: Маркина Е. В. Изменение правового статуса вузов: к чему оно ведет? // Финансы. 2004. № 6. С. 9—12.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
тенко, система страхования депозитов, финансируемая за счет взносов банков, позволяет избежать или значительно сократить расходование государственных средств на проведение мероприятий по реструктуризации и ликвидации обанкротившихся банков26. В то же время государство, самоустраняясь от личного финансового участия в осуществлении публичных функций, в частности, обеспечении вкладов, тем не менее оставляет за собой возможности активного организационного и финансового вмешательства на тот случай, если созданная с его помощью самоуправляемая система перестанет функционировать вследствие серьезных внешних колебаний. По признанию тех же авторов, система страхования депозитов, даже если она должным образом организована, позволяет справляться лишь с ограниченным количеством одновременно происходящих банкротств, и нельзя ожидать, что она может справиться с системным банковским кризисом27.
Особо следует отметить, что видоизменение предмета финансового права — финансовой деятельности государства, влечет за собой определенное изменение методов финансово-правового регулирования общественных отношений. Бе-; зусловно, господствующим методом остается метод властных предписаний, но на фоне его действия появляются диспозитивные начала28. Так, для отношений в сфере обязательного пенсионного страхования оказалась подходящей конструкция гражданско-правового договора доверительного управле-
26 См.: Турбанов А. В., Евстратенко Н. Н. Указ. соч. С. 62.
27 См.: Там же. С. 61.
28 См., например: Карасева М. В. Финан-
совое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. 2003. № 12. С. 11.
ния29. В данном случае договор доверительного управления можно считать частноправовым средством в финансовых правоотношениях по аналогии с договором залога или поручительства в налоговом праве.
Частноправовые средства, используемые в публичных целях, не остаются неизменными, а трансформируются, приспосабливаясь к режиму публично-правового (финансово-правового) регулирования. Например, к договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений не применяются некоторые нормы гл. 53 ГК РФ. Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусмотрено, что к договору доверительного управления не применяются положения п. 3 ст. 1022 ГК РФ в части обращения взыскания на имущество учредителя доверительного управления, не переданное в доверительное управление.
29 См., например: Типовой договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом РФ и управляющей компанией, отобранной по конкурсу, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 395 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений».
Получается, что государство, предоставив возможность негосударственным организациям работать со средствами обязательных пенсионных накоплений, ограничило свою имущественную ответственность перед этими организациями.
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что предмет финансового права в современных условиях меняется. Следует, видимо, поддержать активно высказываемую в последнее время мысль о том, что основной системообразующей категорией финансового права должна стать категория «правовое регулирование публичных фи-нансов»30. Что же касается финансово-правового института страхования, то он должен занять достойное место в системе «нового финансового права»31.
30 См.: Пацуркивский П. С. Основной вопрос науки финансового права: поиск современного решения / / Финансовое право. 2004. № 2. С. 19; Винницкий Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 77—78; Козырин А. Н. Взаимодействие общества и государства в сфере публичных финансов // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 39. С. 95.
31 См.: Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. К но- § вому финансовому праву // Финансовое ^ право. 2003. № 6. С. 11. |
Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью «Рассылки» или «Статистики разделов» на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь «Расширенным поиском». Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.
Транспорт России, 19 января 2014 г.
  Найти : главное , по изданию , по теме , за период |  Получать: на e-mail , на свой сайт |
Закон , 14 февраля 2002 г.
Страхование: основы правового регулирования
– Какими основными законодательными актами регулируются отношения в области страхования?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо дать определение страхованию. Оно представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из оплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Основополагающими нормативными актами, регулирующими отношения в области страхования, являются Гражданский кодекс РФ – гл. 48 и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Кроме того, эти отношения регулируются специальными законами, в частности: Законом о медицинском страховании граждан в РФ, Кодексом торгового мореплавания, Федеральными законами «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О лизинге», «О пожарной безопасности», а также законодательством об организации деятельности риэлторов, нотариусов и т.п. Следует также отметить, что в определенной степени страховые отношения в части страховых выплат (премий и сумм страхового возмещения) регулируются нормами Налогового кодекса РФ. Что касается подзаконных нормативных актов, то это – приказы и письма Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, определяющие порядок выдачи и отзыва лицензий на осуществление страховой деятельности, формирования страховых резервов, рекомендации по аудиторской проверке страховщиков, регистрации правил отдельных видов страхования и другие вопросы, касающиеся организации страховой деятельности.
– Кто участвует в страховых правоотношениях?
– Основные участники – это страхователь и страховщик. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что ими могут выступать и третьи лица: выгодоприобретатели, застрахованные лица, страховые брокеры и страховые агенты. Выгодоприобретателей и застрахованных лиц назначают, как правило, страхователи. При этом существуют виды страхования, по которым заранее определить выгодоприобретателей невозможно. Речь идет о страховании гражданской ответственности за причинение вреда, то есть о возникновении у страхователей или застрахованных лиц внедоговорных (деликтных) обязательств вследствие причинения вреда третьим лицам, которые в дальнейшем и выступают выгодоприобретателями.
Страховщики – юридические лица, созданные и действующие в установленном Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» порядке, юридический статус и правоспособность которых определяется наличием лицензии на осуществление страховой деятельности, выданной Департаментом страхового надзора Минфина РФ в установленном порядке при выполнении определенных требований и нормативов.
Страховые агенты и страховые брокеры – это физические и юридические лица, представляющие интересы страховщика и страхователей. Страховые агенты выступают исключительно от имени и по поручению страховщиков в соответствии с предоставленными полномочиями, как правило, на основании доверенности, в качестве агентов физических лиц либо на основании договоров поручения – в качестве поверенных юридических лиц.
Страховые брокеры обладают несколько иным статусом, и к ним законодатель предъявляет особые требования. Во-первых, в качестве страховых брокеров могут выступать юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей; во-вторых, страховые брокеры, в отличие от страховых агентов, заключают договор от своего имени; в-третьих, деятельность страховых брокеров осуществляется в заявительном порядке, а именно страховые брокеры обязаны направлять в Департамент страхового надзора Минфина РФ извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности; в-четвертых, страховые брокеры могут действовать как по поручению страховщиков, так и страхователей, что также отличает их от страховых агентов.
– Как соотносятся положения гл. 48 ГК РФ и Закона об организации страхового дела? Есть ли какие-то противоречия в этих актах?
– В 1922 г. был принят и введен в действие Закон о страховании. Это то время, когда происходило становление и формирование страхового рынка. Закон был достаточно прогрессивным, так как соответствовал действовавшим в тот период законам о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности и законодательству об акционерных обществах. Рыночные отношения – это прежде всего предпринимательские отношения, а предпринимательство – это прежде всего риск. Поэтому и потребовался Закон о страховании, который был призван обеспечить хоть в какой-то мере безрисковую реализацию рыночных отношений.
В тот период страхование не получило широкого распространения. Однако рыночные отношения развивались, возросли интересы и к страхованию. Более того, они стали проявляться отчетливее и формироваться в определенные группы. В результате этого у предпринимателей возникла потребность в страховании различных имущественных интересов. Некоторые виды страхования использовались довольно активно: риск ответственности заемщиков за непогашение банковских кредитов, некоторые виды личного страхования и страхование автотранспортных средств.
С принятием и введением в действие в 1995-1996 гг. нового ГК РФ, потребовались изменения в Законе о страховании и приведение его в соответствие с положениями ГК РФ. Что и было сделано, включая название – «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Глава Закона, определявшая форму, порядок и условия заключения договора, была полностью исключена в связи с введением в особенную часть ГК гл. 48, полностью посвященной страхованию. Кроме того, в связи с введением в ГК РФ ст. 395, предусматривающей ответственность за неисполнение денежного обязательства, из прежней редакции Закона была исключена ст. 17, предусматривавшая ответственность страховщиков за несвоевременную выплату сумм страхового возмещения и обеспечения. Положения Закона об организации страхового дела вполне гармонично корреспондируют положениям ГК РФ, взаимодополняя друг друга без каких-либо существенных правовых коллизий.
ГК РФ внес ряд значимых дополнений в современное страховое право России. В частности, Гражданский кодекс определил самостоятельные институты страхования, виды и объекты страхования. В ГК РФ подробно определено правовое положение участников страховых отношений, их права и обязанности. Более того, рассматриваемые отношения приведены в полное соответствие с положениями норм общей части ГК РФ.
Итак, с 1997 г. действующий Закон об организации страхового дела в измененной редакции в полной мере соответствует положениям Гражданского кодекса РФ.
– Существует две формы страхования, предусмотренные гл. 48 ГК: обязательное и добровольное. Расскажите, пожалуйста, об основных принципах обязательного страхования.
– Обязательное страхование осуществляется только в случаях, предусмотренных законом. Страхователи и объекты, подлежащие обязательному страхованию, размеры страховых сумм также определяются законом. И самое главное, на мой взгляд, – это установленная ГК РФ имущественная ответственность страхователей при уклонении от осуществления обязательного страхования лиц, предусмотренного соответствующим законом, а также право данных лиц требовать в судебном порядке осуществления страхования от страхователей, на которых данная обязанность возложена законом.
Объектами страхования при обязательном страховании являются:
• жизнь, здоровье или имущество других, определенных в законе лиц, на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;
• риск гражданской ответственности страхователей, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами (ст. 935 ГК).
В качестве примера можно назвать несколько законов, предписывающих обязательное страхование: Закон «О милиции»; Закон «О налоговых органах Российской Федерации», Закон «О статусе военнослужащих», Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Закон «Об охране окружающей природной среды».
Закон «О залоге» (ст. 9) предусматривает, что ломбард обязан страховать за счет залогодателя принятое в залог имущество в его полной стоимости по оценке, произведенной по соглашению сторон при принятии имущества в залог.
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» предусматривает обязательное бесплатное страхование определенных категорий граждан от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18).
Федеральный закон «О пожарной безопасности» предписывает предприятиям, иностранным юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории РФ, проводить обязательное противопожарное страхование:
• имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;
• гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;
• работ и услуг в области пожарной безопасности (ст. 28 Закона).
Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена такая обязанность (страхователем), со страховщиком (ст. 936 ГК). Юридические лица страхуют, как правило, своих работников, сотрудников. В соответствии с законом, на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или в оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать это имущество. В качестве примера можно привести заключение договора страхования имущества, переданного государственным унитарным предприятиям в оперативное управление.
Обязательное страхование производится за счет страхователя, кроме случаев обязательного страхования пассажиров, которое, в соответствии с законом, может осуществляться за их счет.
Следует также отметить, что страховые взносы по обязательному страхованию уплачиваются в основном из соответствующих бюджетов, при этом денежные средства перечисляются на счета предприятий-страхователей целевым назначением для страхования определенных категорий служащих (военнослужащих, судей, депутатов, лиц, работающих на опасных объектах и т.п.). В иных случаях, например при противопожарном страховании, предприятия сами платят взносы.
– Какие интересы страхуются добровольно? Что страховать нельзя?
– В соответствии со ст. 928 ГК нельзя страховать противоправные интересы, в частности убытки от участия в играх, лотереях и пари, а также не допускается страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Договоры страхования, заключенные на данных условиях, являются ничтожными. Остальные интересы страховать можно и нужно.
Есть два основных вида добровольного страхования – имущественное и личное.
Имущественное страхование – это один из наиболее распространенных видов, по которому можно страховать следующие интересы:
риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК);
риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, ответственности по договорам – риск гражданской ответственности (ст.ст. 931, 932 ГК);
риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск (ст. 933 ГК).
При этом обращается внимание на то, что все указанные риски относятся к одному виду страхования – имущественному, так как передаваемые на страхование интересы связаны с восстановлением утраченного в результате страхового случая имущественного положения страхователя.
Личное страхование включает интересы страхователей, связанные с выплатами ого обеспечения в случаях причинения вреда жизни и здоровью самого страхователя или другого названного в договоре лица, в случаях достижения указанными в договоре лицами определенного возраста или наступления в их жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). При этом право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Данные виды страхования именуются как:
• накопительное страхование (в том числе, пенсионное);
• страхование риска причинения вреда жизни или здоровью от несчастных случаев;
• добровольное медицинское страхование.
Таким образом, можно отметить, что по имущественному страхованию существует 4 вида страховых интересов, а по личному страхованию – 3.
– Каковы существенные условия договора страхования?
– Порядок оформления и определения существенных условий договора страхования указаны в ст.ст. 929, 934, 940, 942, 943 ГКРФ.
Основное требование, предъявляемое к оформлению договора страхования, – это обязательная письменная форма (ст. 940 ГК). Несоблюдение этого условия влечет его недействительность, за исключением договора обязательного государственного страхования. Договор страхования может быть заключен как в классической форме – в виде двусторонне подписанного документа со всеми необходимыми реквизитами, предусмотренными ГК РФ, так и путем вручения страхователю на основании его заявления страхового полиса, подписанного страховщиком (ст. 940 ГК).
В процессе реализации договора страхования страховщик может применять разработанные им и зарегистрированные надлежащим образом в Департаменте страхового надзора Минфина РФ правила страхования. На мой взгляд, это скорее методические рекомендации, регулирующие отношения между страховщиками и страхователями, так как основным документом выступает договор страхования. Правила применяются постольку, поскольку не противоречат условиям договора страхования. Они могут иметь обязательную силу лишь в случае, когда в договоре прямо указывается на их применение и сами они изложены в одном документе с договором, на его обратной стороне либо приложены к нему. В последнем случае факт вручения правил страхователю подлежит удостоверению записью страхователем в договоре.
При заключении договора страхования между сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем его существенным условиям, предусмотренным законом для договоров конкретного вида страхования.
В частности, по договорам имущественного страхования между сторонами должно быть достигнуто соглашение о нижеследующем:
— об определенном имуществе или ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования, то есть устанавливается, какой имущественный интерес существует у страхователя при заключении договора – возмещение ущерба, причиненного в результате утраты или повреждения его имущества, возмещение неполученного дохода (предпринимательский риск), возмещение ущерба третьему лицу (риск ответственности). Отсутствие имущественного интереса влечет недействительность договора;
— характер события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страховой случай). В договоре должно быть указано то предполагаемое событие (происшествие, случай), при наступлении которого у страхователя возникают негативные имущественные последствия, либо событие, с наступлением которого у страхователя возникает право на получение страхового обеспечения (при личном страховании). Каждое конкретное событие должно быть описано в договоре, при этом указывается конкретное предполагаемое событие (пожар, наводнение и т.п.);
— размер страховой суммы определяется как предел ответственности страховщика. Понятие страховой суммы дается в Законе об организации страхового дела (ст. 10) и в ст. 947 ГК РФ. Это сумма, подлежащая выплате страхователю при наступлении страхового случая. При страховании имущества страховая сумма определяется, как правило, действительной его стоимостью. Она может быть и меньше, но не может превышать ее, иначе в этой части договор страхования признается недействительным;
— срок действия договора страхования. Страхование действует только в пределах периода времени страхования, предусмотренного договором. Начало действия договора страхования определяется уплатой страховых взносов, если иное не предусмотрено договором. И самое главное – в силу особенностей договора страхования – в нем указывается не только дата, но и время (с 00 часов такой-то даты). Если стороны намерены продлить действие договора, то это опять же должно сопровождаться соответствующим оформлением.
Исковые требования, вытекающие из договоров имущественного страхования, можно предъявлять в течение двух лет, то есть срок исковой давности специальный, в отличие общего трехгодичного срока.
– Как определить стоимость страхуемого имущества?
– Самое главное, стоимость должна быть действительной. Есть несколько способов определения стоимости, в частности на основании финансово-бухгалтерских документов. За действительную стоимость имущества может быть принята его реальная рыночная стоимость, но при этом желательно, чтобы ее определил профессиональный оценщик. При определении действительной стоимости имущества учитывается его износ.
– Может ли быть оспорена страховая стоимость имущества?
– Гражданский кодекс содержит специальную норму (ст. 948) о том, что страховая стоимость имущества, указанная в договоре, не может быть оспорена, за исключением случая, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключения договора своим правом на оценку страхового риска (п. 1 ст. 945), был умышленно введен в заблуждение относительно этой стоимости.
– А как быть в случае, если в течение действия договора, застрахованное имущество неожиданно и существенно повысилось в цене?
– Я рекомендовал бы страхователям заключать дополнительное соглашение к договору страхования в части увеличения страховой суммы и доплатить страховую премию пропорционально увеличенной части страховой суммы.
– Почему законодатель так подробно регламентирует определение страховой стоимости? Казалось бы, стороны договорились – и все…
– На мой взгляд, это обусловлено следующими причинами. Во-первых, страховые операции подлежат особому режиму налогообложения. Часть страховых взносов в определенном налоговым законодательством процентном отношении включается в состав затрат, относящихся на себестоимость продукции (работ, услуг). То есть снижается налогооблагаемая база страхователя – юридического лица. Соответственно, завышенная страховая стоимость влечет завышенные взносы и занижение налогообложения. За этим очень пристально наблюдают налоговые органы.
Во-вторых, у страховщиков в налогооблагаемую базу не включаются суммы, направленные на создание резервов по заявленным страхователями страховым случаям, которые впоследствии направляются на выплаты страхователю. Поэтому страховые суммы должны соответствовать страховой стоимости, дабы исключить неосновательное обогащение, в том числе и за счет льготного режима налогообложения.
Кроме того, завышенная страховая стоимость может повлечь необоснованное завышение суммы страховой выплаты, это притом, что страховое возмещение должно выплачиваться в размере прямого действительного ущерба, без улучшения положения страхователя, которое у него было до заключения договора.
– Как определяются страховые премии (взносы)?
– Страховые премии – это плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, установленные договором.
Страховые премии определяются в соответствии со страховыми тарифами. Страховщики вправе применять разработанные ими тарифы, определяющие размер страховой премии, взимаемой с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера риска. Тарифы согласовываются с Департаментом страхового надзора и должны быть обоснованы. В структуру тарифной ставки входит определенная экономическая эквивалентность, рассчитанная из соотношений сумм страховых премий к суммам страховых выплат за определенный период времени; расходов страховщика на ведение страхового дела и отчисления в резерв предупредительных мероприятий. Таким образом, размер страховой премии определяется не по желанию страховщика, а на основании реальных и обоснованных статистических данных.
– Можно ли страховать одно и то же имущество у нескольких страховщиков?
– Законодатель позволяет страховать одно и то же имущество у нескольких страховщиков. Здесь нужно иметь в виду, что при наступлении страхового случая сумма страхового возмещения, подлежащая выплате, не должна превышать страховую стоимость имущества.
Кроме того, законодательством предусмотрен и институт сострахования. Это когда несколько страховщиков принимают на страхование крупные страховые риски – страхование космических объектов, дорогостоящих воздушных и морских судов и т.п. На страхование передается крупный риск либо особая ценность, имеющая высокую стоимость. Сюда можно отнести исторические и культурные ценности. При состраховании, если это предусмотрено договором страхования, страховщики солидарно отвечают перед страхователем. То есть страхователь может предъявить требования как к одному страховщику, так и сразу ко всем, но в пределах суммы страхового возмещения.
– А каковы существенные условия договора личного страхования?
– По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором страховую сумму. Страховыми случаями в договорах личного страхования могут быть: причинение вреда жизни и здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижение им определенного возраста или наступление в его жизни иного, предусмотренного договором события.
Существенным условием рассматриваемого договора является указание данных о застрахованном лице. Другие существенные условия аналогичны условиям договора имущественного страхования – характер события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страховой случай), размер страховой суммы, срок действия договора.
– Как определяется страховая сумма при страховании жизни и здоровья?
– По усмотрению и желанию страхователя. Если, например, это пенсионное страхование, страхователь знает, какую сумму ему хотелось бы иметь к пенсионному возрасту, поэтому он накапливает эту сумму регулярными платежами.
– Существует тайна страхования?
– Да, безусловно, в соответствии со ст. 946 ГК страховщик не вправе разглашать полученные им в результате профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 139 или ст. 150 ГК.
– Одним из видов договора имущественного страхования российское законодательство признает страхование ответственности за причинение вреда. Какие особенности имеет этот вид страхования?
– В соответствии со ст. 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. Такое лицо должно быть указано в договоре. Если оно не названо, считается застрахованным риск ответственности самого страхователя. Самый распространенный в этом смысле – договор страхования ответственности владельцев автотранспортных средств. Предел ответственности определяют сами страхователи. Юридические лица, имеющие свой парк автотранспортных средств, страхуют риск ответственности водителей.
Если это страхование ответственности за причинение вреда жизни и здоровью при эксплуатации объектов, связанных с повышенной опасностью, то страхователь также сам устанавливает сумму страхового возмещения. Здесь нет фиксированных тарифов, сумма определяется исходя из обычаев делового оборота и принципов возмещения ущерба.
Когда мы говорим о страховой сумме, мы, безусловно, подразумеваем страховое возмещение. Страховая сумма определяется договором, но возмещается только в размере действительного реального ущерба. А именно: страховщиком выплачивается только та сумма, которую страхователь должен реально потратить на возмещение причиненного имуществу ущерба или вреда жизни и здоровью третьего лица.
– А если страховая сумма не исчерпана полностью при выплате страхового возмещения, как быть с остатком?
– Разница сохраняется в лимите ответственности страховщика до окончания срока действия договора, на покрытие других рисков, предусмотренных договором.
– А если ущерб окажется большим, чем страховая сумма?
– В таком случае часть ущерба, не покрываемая страховой суммой, остается за рамками ответственности страховщика. Бремя ответственности за пределами страховой суммы несет сам страхователь.
– Законодательство дает возможность страховать ответственность по договору. В каких случаях?
– Пункт 1 ст. 932 ГК РФ предусматривает, что данный риск можно передавать на страхование, только когда это предусмотрено законом. Сразу возникает вопрос: а можно ли страховать ответственность по договору, если это не предусмотрено законом? На мой взгляд, нет. Гражданским законодательством предусматривается возможность страхования ответственности по договору в двух случаях: при заключении договора ренты и договоров банковского вклада. Страхование договоров банковского вклада, кроме того, предусмотрено еще и специальным Законом о банках и банковской деятельности. Вместе с тем данный Закон не определяет порядок и процедуру осуществления банками страхования банковских вкладов. В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект об обязательном страховании банковских вкладов.
– Получается, что страхователи при желании не смогут страховать риски своей ответственности по договорам с контрагентами? Ведь здесь прослеживается некоторое ограничение принципа свободы договора.
– Я бы рекомендовал участникам страховых правоотношений обращаться к другим видам страхования, которые вполне адекватно могут заменить страхование договорной ответственности. Ведь, в конечном итоге, страхователь желает получить денежную компенсацию за наступившие убытки, то есть интерес-то известен. Поэтому необходимо просто посоветоваться со страховщиком, который поможет предложить страхователю достойную альтернативу, и более того – с соответствующим страховым интересом, который в любом случае позволит страхователю компенсировать возникшие убытки.
– А чем отличается страхование ответственности по договору от страхования предпринимательского риска?
– Имущественным интересом. При страховании ответственности по договору страхуется убыток, который может возникнуть у страхователя в результате ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств по договору. В случае страхования предпринимательского риска имущественным интересом выступает убыток в виде потери средств, вложенных в сделку, а также потери неполученного дохода – предполагаемой прибыли.
– Как выполняются обязанности по договору страхования?
– Как и в любом другом договоре, на каждую из сторон возложены определенные права и обязанности.
На страхователя, как правило, возлагается обязанность уплаты страховой премии, ибо отсутствие факта оплаты страховой премии свидетельствует о том, что договор страхования не вступил в силу. Обязанность по оплате страховой премии по договору страхования может быть возложена и на выгодоприобретателя.
Выгодоприобретатель – это третье лицо, которое назначает страхователь в соответствии со ст. 430 ГК (Договор в пользу третьего лица). При назначении выгодоприобретателей страховую премию, как правило, уплачивает сам страхователь по договорам страхования имущества, а при страховании ответственности страховую премию уплачивает только страхователь. Однако при этом страховое возмещение или обеспечение получает выгодоприобретатель. Для страховых отношений это вполне нормальное явление, в особенности по договорам личного страхования. Вместе с тем по договорам имущественного страхования также часто реализуется институт выгодоприобретателей.
Например, страхуется заложенное имущество. Банк принял у залогодателя в залог имущество и, для того чтобы дополнительно обеспечить возврат выданного кредита, банк обязывает залогодателя застраховать заложенное имущество в страховой компании. При этом залогодатель, как правило, назначает выгодоприобретателем банк. И при наступлении страхового случая страховое возмещение вправе получить банк.
Аналогичные примеры можно привести и при страховании жизни и здоровья. Предприятия очень часто страхуют жизнь и здоровье своих работников, которые являются застрахованными лицами и одновременно выгодоприобретателями, так как страхование осуществляется в их пользу. Вместе с тем работник – застрахованное лицо – может по своему усмотрению назначить выгодоприобретателя, которого впоследствии можно заменить только с согласия данного работника – застрахованного лица. Однако если выгодоприобретатель уплатил полностью или часть страховой премии и заявил о наступлении страхового случая, то заменить его уже нельзя.
– А если выгодоприобретателем становится юридическое лицо, не будет ли это считаться уступкой права требования?
– Нет. Уступка права требования – институт перемены лиц в обязательстве, в котором происходит полная замена стороны в договоре, то есть сторона выбывает из обязательства по правилам гл. 24 ГК. По договорам страхования страхователь остается в обязательстве, тем более, за ним сохраняются определенные права и обязанности. Например, договором страхования может быть предусмотрено, что страховая премия подлежит оплате по частям. Вместе с тем назначение в дальнейшем выгодоприобретателя не освобождает страхователя от обязанностей по дальнейшей уплате страховых премий, то есть страхователь не выбывает из сделки. Кроме того, за страхователем, как правило, сохраняются и другие обязательства по договору, например обязательство о предоставлении информации о страхуемом объекте. При наступлении страхового случая страхователь обязан представить доказательства факта его наступления. Практика свидетельствует о том, что выгодоприобретатель назначается в основном для получения сумм страхового возмещения или обеспечения.
Коль речь зашла о выгодоприобретателе, то следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 939 страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда им выступает застрахованное лицо, выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования либо страховой суммы по договору личного страхования. Риск последствий невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей, которые должны были быть выполнены ранее, несет выгодоприобретатель.
Очень важно иметь в виду, что при страховании ответственности за причинение вреда определить выгодоприобретателя заранее нельзя, так как нельзя заведомо определить, кому будет нанесен вред. Если же такой договор заключен, то это уже не страхование, ибо отсутствуют основные признаки страхования: вероятность и случайность.
Нельзя также определить выгодоприобретателя при страховании предпринимательского риска, потому что страховать можно только собственный предпринимательский риск, если же назначается выгодоприобретатель, то получается, что страхуется предпринимательский риск третьего лица и упущенная выгода возникает не у страхователя, а у третьего лица, что свидетельствует об отсутствии страхового интереса.
– Возможна ли замена застрахованного лица?
– При страховании имущества страхователь вправе заменить застрахованное лицо без его согласия. Рассмотрим риск ответственности за причинение вреда. Автотранспортное предприятие страхует ответственность своих водителей. Пока водитель работает, страхуется его ответственность. В случае увольнения водителя страхователь вправе его заменить другим штатным водителем и на это совсем не требуется получения согласия у увольняющегося водителя. Необходимо только уведомить об этом страховщика.
А вот по договорам личного страхования без согласия застрахованного лица заменить его нельзя. Данное условие императивное. Если стороны в договоре страхования предусмотрели такую замену, то у застрахованного лица есть все правовые основания для подачи иска о признании данного условия договора недействительным.
По договору имущественного страхования страхователь вправе заменить выгодоприобретателя и обязан уведомить об этом страховщика. Замена выгодоприобретателя по договору личного страхования, назначенного с согласия застрахованного лица, допускается лишь с его согласия. Например, предприятие застраховало работника, он назначил выгодоприобретателем своего супруга, и заменить выгодоприобретателя-супруга страхователь без согласия застрахованного лица не имеет права.
– Если страховой случай все-таки наступил, каковы должны быть действия страхователя?
– Он прежде всего обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая в сроки, предусмотренные договором. Такая же обязанность может быть возложена и на выгодоприобретателя. Если страхователь или выгодоприобретатель не выполнили данной обязанности, то они могут потерять право требования на получение страхового возмещения.
– Почему такие жесткие требования?
– На самом деле требования не жесткие, а вполне обоснованные. Когда наступает страховой случай, ну, например, пожар, существует возможность предотвратить дальнейшую гибель или порчу застрахованного имущества путем быстрого тушения пожара, оперативного вывоза застрахованного имущества, в том числе и с помощью страховщика, который своевременно узнал о пожаре, что влечет уменьшение страховых расходов. Кроме того, своевременное уведомление позволит эксперту страховщика вовремя прибыть на место страхового случая для проведения расследования и установления истинных причин возникновения пожара (неосторожность, умысел или случайность), определения реального размера ущерба, причиненного страховым случаем, а также установления причинной связи между заявленным страховым событием и наступившим ущербом. Соответственно несвоевременное уведомление страховщика может привести к увеличению его расходов, которые можно предотвратить и не допустить. Поэтому данное условие договора является объективно обязательным. При наступлении страхового случая страхователь должен принять все разумные и доступные меры, чтобы уменьшить возможные убытки (ст. 962 ГК).
– В каких случаях страховщик бесспорно освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы?
– Они четко определены в ГК. Это:
• воздействие ядерного взрыва, радиации и радиоактивного заражения;
• военные действия, а также маневры и (или) иные военные мероприятия;
• гражданская война, народные волнения всякого рода или забастовки.
В указанных случаях страховщик освобождается от выплат, поскольку законом или договором не предусмотрено иное.
Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплат за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов (ст. 964 ГК).
Кроме того, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай наступил в результате умышленных действий страхователя либо грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.
Комментируя вопросы, касающиеся правового регулирования отношений в области страхования, хотелось бы отметить, что в данной сфере сформировалась определенная правоприменительная практика, в том числе и судебная. Однако порой возникают неясности в применении норм. Это объективно и объяснимо в силу молодости нового страхового права России. Вопросы возникают часто о возможности применения в страховании отступного, новации, зачета, применения сроков исковой давности при перестраховании и ряд других вопросов. На мой взгляд, настало время, когда страхованию в России объективно требуется обобщение судебной практики. Насколько мне известно, Высший Арбитражный Суд РФ готовит обобщение практики по этим вопросам.
Беседовала Ирина ДОРОВСКИХ.