Сравнение GeForce RTX 3060 против RTX 3060 Ti, RTX 2060, GTX 1066 и RX 5700 XT на примере INNO3D ICHILL X3 RED
25 февраля в продажу поступила видеокарта GeForce RTX 3060 с рекомендованной стоимостью в $329. Это среднеценовой представитель линейки Ampere. В его основе находится связка 8-нм графического процессора GA106-300 и 12 ГБ памяти GDDR6.
В свое время GTX 1060 являлась оптимальным выбором с позиции цены и возможностей для запуска актуальных игр в Full HD при 60 FPS. Использование нового поколения SM-процессоров, второго поколения ядер RT и третьего поколения ядер Tensor обеспечивает RTX 3060, по внутренним тестам NVIDIA, двухкратный перевес в производительности и 10-кратный бонус при трассировке лучей. Именно эта видеокарта создавалась для перевода большинства геймеров в мир современных игр и актуальных технологий, включая DLSS, Reflex и других.
RTX 3060 отлично выглядит на фоне своего прямого предшественника RTX 2060. Производительность шейдерных ядер выросла почти в 2 раза, а ядер RT – на 28%. В целом новинка чувствует себя лучше в рейтрейсинге на 45%. И по общему уровню производительности она близка к RTX 2070.
Важным преимуществом RTX 3060 является 12 ГБ видеопамяти GDDR6. Это больше, чем у RTX 3060 Ti, 3070 и 3080. Новинка сразу задумывалась со 192-битной шиной, и у инженеров был выбор: поставить 6 либо 12 ГБ памяти. NVIDIA посчитала, что 6 ГБ маловато уже сегодня. Да и на перспективу 12 ГБ выглядят лучше.
Вторая причина столь емкого видеобуфера – технология Resizable BAR. Она позволяет процессору обращаться ко всему объему видеопамяти, снижая простои GPU за счет перебрасывания некоторых ресурсов из системной памяти в видеопамять. Все это хорошо, но повышаются требования к объему видеопамяти и с 12 ГБ она работает эффективнее, чем с 6-ю. Правда, на высокий бонус рассчитывать не приходится – он составляет около 5% в Full HD и 3% в Quad HD.
И не стоит забывать о создателях контента – они также оценят наличие емкого видеобуфера, особенно при работе с большими файлами. Ведь новинка может стать частью платформы NVIDIA Studio для ускорения работы таких популярных программ, как Adobe Photoshop, Blender, Davinci Resolve и других.
А вот майнеров «эфира» RTX 3060 разочаровала. Им очень понравилось 12 ГБ видеопамяти, и многие покупали видеокарты за $750 и выше еще до старта официальных продаж. А затем NVIDIA анонсировала криптопроцессоры для майнинга и сообщила об ограничении эффективности RTX 3060 при добыче «эфира».
Работает это следующим образом: как только драйвер обнаруживает специфические паттерны доступа к памяти алгоритма Dagger Hashimoto, на котором работает «эфир», он сразу снижает производительность приблизительно в 2 раза – с 42 до 24-26 MH/s. А чтобы «домашние шахтеры» не смогли обойти это ограничение, используется механизм «безопасного рукопожатия» между драйвером, BIOS карты и самим графическим чипом.
И в завершение теоретической вставки напомним о технологиях, которые поддерживает RTX 3060:
- NVIDIA Reflex снижает задержку доступа, чтобы ваш персонаж быстрее реагировал на команды и события в бою. Это очень важно в сетевых шутерах и киберспортивных дисциплинах, где миллисекунды могут определять победителя и проигравшего.
- рейтрейсинг и DLSS уже реализованы в 39 играх, и их количество будет только расти. Трассировка лучей позволяет по-новому взглянуть на знакомый мир и добавить ему больше реализма. В свою очередь рендеринг на базе ИИ увеличивает кадровую частоту и улучшает качество картинки в играх для более комфортного их прохождения. Эти технологии уже доступны в Cyberpunk 2077, Watch Dogs Legion, Minecraft, Fortnite и многих других.
- Энкодер NVIDIA 7-го поколения и декодер 5-го позволяют стримить на максимальных настройках графики без падения FPS и разрывов кадра. А благодаря приложению NVIDIA Broadcast вы можете использовать новые технологии на базе искусственного интеллекта для повышения качества своих трансляций, например, устранять шум микрофона, автоматически кадрировать видеоряд с веб-камеры или задавать виртуальный фон.
Не обошлось без поддержки кодека AV1 и интерфейса HDMI 2.1.
Знакомиться с новинкой будем на примере видеокарты INNO3D GeForce RTX 3060 ICHILL X3 RED. В данный момент она является флагманом в модельном ряду компании. Новинка получила заводской разгон Boost частоты GPU c эталонных 1777 до 1837 МГц. Но в играх она будет еще выше благодаря отличной системе охлаждения. Видеопамять работает на референсной эффективной частоте 15 ГГц. Пропускная способность памяти достигает 360 ГБ/с при 192-битной шине.
Пассивная часть кулера включает в себя трехсекционный радиатор и шесть тепловых трубок. Также есть медные вставки для отвода тепла от микросхем памяти и элементов подсистемы питания. На обороте приютилась металлическая пластина жесткости. Она защищает печатную плату от деформации и принимает пассивное участие в отводе тепла. Вырезы в хвостовой части способствуют лучшей продуваемости радиатора для более эффективного охлаждения.
Активная часть кулера представлена тремя 92-мм вентиляторами. Конструкция их лопастей создана с учетом максимизации воздушного потока при снижении скорости вращения. Они приостанавливают свою работу, если температура GPU опускается ниже 40°, а энергопотребление видеокарты – ниже 26 Вт. Автоматический запуск вентиляторов происходит в том случае, если температура GPU поднимается выше 59°C или энергопотребление превышает 50 Вт.
При нагрузке «бубликом» графический процессор прогрелся всего до 63°C при критической отметке в 93°C. В играх температура в основном находилась в районе 55-65°C, а частота GPU поднималась выше 1950 МГц. Вертушки вращались очень тихо на скорости 1200 – 1300 об/мин. Мы не слышали видеокарту на фоне тестового стенда.
Любителей иллюминации порадует красное свечение верхней хвостовой части. Для большего эффекта предусмотрена акриловая панель с футуристичным узором и надписями ICHILL X3. Однако поменять цвет или добавить функцию RGB-контроля у вас не получится.
Там же на верхней панели находится единственный 8-контактный коннектор дополнительного питания PCIe. Всего на видеокарту можно подать 225 Вт энергии, а ее стандартное потребление составляет 170 Вт. Иными словами, есть запас для ручного разгона.
В наборе внешних интерфейсов есть один HDMI и три DisplayPort.
Теперь кратко пробежимся по оппонентам. Мы решили не затягивать этот материал и подобрали лишь ключевых конкурентов. На ступеньку выше находится RTX 3060 Ti – у нас эталонный вариант от NVIDIA. В составе ее графического процессора на 10 блоков SM больше. А это плюс 1280 ядер CUDA и других структурных компонентов. Зато видеопамяти всего 8 ГБ, хотя пропускная способность выше за счет 256-битной шины.
Следующим ключевым оппонентом выступает RTX 2060 на примере представителя серии Palit Gaming Pro с эталонными частотами. У него почти в 2 раза меньше ядер CUDA, зато чуть больше текстурных блоков, ядер RT и Tensor. Но они работают медленнее, ведь принадлежат к прошлому, 12-нм поколению Turing. Да и памяти в 2 раза меньше.
В пресс-материалах NVIDIA упоминает легендарную GTX 1060. Ее мы также добавили к сравнению. В составе ее графического процессора есть всего 1280 ядер CUDA и вообще нет тензорных ядер и ядер RT. Поэтому и производительность при рейтрейсинге у GTX 1060 может быть в 10 раз ниже. Памяти у нее всего 6 ГБ, и это GDDR5 вместо GDDR6.
У AMD пока нет прямого конкурента на архитектуре RDNA 2. Но мы для нескольких тестов вспомнили о 8-гигабайтной RX 5700 XT с рекомендованным ценником $399 на момент анонса. Это 7-нм представитель RDNA первого поколения с поддержкой 2560 потоковых процессоров. Он не умеет ускорять трассировку на аппаратном уровне и энергопотребление у него выше: 225 против 170 Вт.
Остался тестовый стенд и перейдем к разбору результатов. В его основе находится мощный 16-поточный процессор Core i9-9900K.
Множитель у него разблокирован, а на разгон времени не было – просто включили на плате ASUS Prime Z390-A функцию автобуста.
3-секционная водянка NZXT Kraken X73 нам понравилась высокой эффективностью и простотой установки.
Все вопросы с оперативной памятью закрыл 32-гигабайтный комплект DDR4-3600 CORSAIR Dominator Platinum RGB.
Основная часть дисковой подсистемы представлена двумя M.2 SSD Kingston KC2500. Версию на 1 ТБ использовали под ОС, бенчмарки и некоторые игры. Все остальные клиенты записали на 2-терабайтную версию.
А для записанных геймплеев и остальных файлов использовали 4-терабайтный HDD Seagate BarraCuda.
«Надежный, тихий, удобный и эффективный» – так кратко можно охарактеризовать киловаттный источник Seasonic PRIME PX-1000, который отвечал за питание всех узлов.
Все компоненты легко и быстро собрали в просторном корпусе NZXT H710i.
С выводом картинки помог монитор Philips Brilliance 329P9H. Геймплеи записаны внешней системой с AVerMedia Live Gamer 4K, т.е. без потери производительности.
Первым делом посмотрим на результаты синтетических бенчмарках.
В Blender переход с GTX 1060 на RTX 3060 в 3 раза сокращает время рендера сцены. Более того, новинка поддерживает новый режим Optix, который в 2 раза быстрее обычного за счет использования ядер RT.
В LuxMark новинка отстает от RTX 3060 Ti на 29% и почти в 2 раза опережает RTX 2060.
OctaneBench также позволяет в полной мере задействовать потенциал видеокарт с ядрами RT. В обычном режиме новинка быстрее GTX 1060 на 173%. А если активировать для нее режим RTX, то преимущество превышает 262%, ведь Pascal не поддерживает этот режим.
Похожую картину видим в бенчмарке V-Ray. RTX 3060 обходит GTX 1060 в 3,5 раза при использовании ядер CUDA. Включаем режим RTX, и результаты новинки вырастают в 2 раза.
3DMark Port Royal позволяет оценить производительность видеокарт в задачах с рейтрейсингом. Тут RTX 3060 на 34% опережает RTX 2060 и в 6 раз превосходит GTX 1060.
В 3DMark Time Spy преимущество RTX 3060 над представителем Turing сокращается до 17-19%. Также новинка более чем в 2 раза быстрее GTX 1060.
Подписаться на наши каналы | |||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Сборка из GeForce RTX 3060 и Core i3-12100F, i5-12400 и i5-12600. Сравним что лучше?
Несмотря на то, что у GeForce RTX 3060 в плане чистой производительности есть сильные оппоненты Radeon RX 6600 XT и особенно RX 6650 XT, все же именно карты на чипе NVIDIA по совокупности характеристик и возможностей сейчас чаще вызывают симпатии у покупателей. Среди преимуществ: и больше видеопамяти, и лучшая поддержка трассировки лучей и меньшая зависимость от пропускной способности шины PCI Express. В одном из предыдущих обзоров мы протестировали оппонентов RTX 3060 на платформе LGA 1200, которая не самая новая, о чем вы нам сообщили в комментариях. Поэтому на этот раз мы решили сделать пример сборки на самой актуальной LGA 1700, но все снова превратилось в нечто большее.
Здесь важны два момента. С одной стороны, последняя платформа все же немного дороже, если не брать все дешевле, поэтому может возникнуть желание сэкономить, например, на процессоре и взять Core i3 вместо Core i5. Существенна ли потеря производительности в повседневном использовании? А, во-вторых, на момент наброски всего в корзину Телемарт не было ни Core i3-12100, ни Core i5-12400, а нашелся только Core i5-12600. Что ж, не беда, у нас уже есть младшие процессоры, поэтому мы решили сравнить все три в рациональной сборке.
Кстати, и это исследование помогло нам провести магазин Telemart.ua. Здесь есть не только огромный выбор комплектующих и периферии, но и предоставляется много сервисов: от сборки и диагностики до апгрейда, чистки с заменой термопасты, и даже переноса информации для ПК и ноутбуков.
Так вот, напомним, чем отличаются выбранные процессоры. Core i3-12100 – это самый доступный из актуальных, потому что Pentium и Celeron не для игр. У него 4 ядра работающих в 8 потоков на частоте от 3,3 до 4,3 ГГц, плюс есть 12 МБ кэш-памяти, а энергопотребление достигает 89 Вт. Более доступная F-версия не имеет встроенного видео.
Считается, что 8 потоков, то сейчас минимум для универсальной системы под работу и игры. Поэтому вполне естественно желание собрать систему хотя бы на Core i5-12400, у которого уже 6 производительных ядер в 12 потоков. По рабочим частотам здесь интереснее – от 2,5 ГГц до 4,4 ГГц. Конечно и кэша здесь больше – 18 МБ. Но расплатой за это все будет энергопотребление до 117 Вт. То есть к материнке уже больше требований.
Мы же в сравнение добавляем еще и Core i5-12600, отличающийся в целом лишь большими рабочими частотами — от 3,3 ГГц до 4,8 ГГц при таком же энергопотреблении. Конечно, именно в этом процессоре еще немного мощнее встроенное видео, но большинство пользователей оно может заинтересовать только как временный вариант, когда дискретная видеокарта по каким-то причинам отсутствует.
Теперь нужно выбрать материнскую плату. В большинстве случаев оптимальным решением будет что-то на чипсете Intel B660. Дешевую решили пропустить, потому что здесь была акционная цена, а на самом деле она дороже. Вторая не имеет радиаторов на стабилизаторе питания, поэтому останавливаемся на третьем – Gigabyte B660M GAMING DDR4.
Помимо улучшенного охлаждения хотя бы основной части VRM, здесь имеется поддержка двух скоростных накопителей М.2, USB 3.2 в том числе и Type-C на интерфейсной панели, кнопочки перезапуска и обновления BIOS на плате и прочее самое необходимое. Из относительных недостатков здесь всего два слота под ОЗУ, то есть о комфортном объеме оперативной памяти надо подумать сразу. Ну и по размеру она немного меньше квадратной microATX, поэтому оба угла в правой части свисают – будем более осторожны во время монтажа.
Что касается видеокарты, то не долго думая, добавляем в корзину самую популярную и одну из самых доступных – Gigabyte GeForce RTX 3060 EAGLE OC.
По оперативной памяти решили сразу брать 32 ГБ, потому что 16 иногда уже мало, а слотов на материнке только два — потом не добавить. А вот на частоте решили сэкономить, потому что именно в одном из предварительных обзоров выяснили, что в повседневных задачах разница не велика. Нам понравился комплект GoodRAM IRDM X Black DDR4-3200, как по цене, так и по расцветке – как раз в одном стиле с материнской платой.
С источником питания решили немного поэкспериментировать и выбрали второй по популярности – Gigabyte P850GM. Честно говоря, захотелось не только разнообразие, но и немного облегчить себе жизнь, потому что с модульными кабелями собирать систему проще и быстрее. С другой стороны, дополнительный запас мощности никогда не будет лишним – и сейчас блок будет тише и холоднее, и к будущему апгрейду готов. Он отличается современной схемотехникой, поэтому все 850 Вт способен отдавать по самой актуальной линии 12В и может работать в широком диапазоне входного напряжения. К тому же этот блок имеет высокий КПД, подтвержденный сертификатом 80 PLUS Gold, внутри только высококачественные японские конденсаторы, а вентилятор построен на более надежном гидравлическом подшипнике.
Кстати об охлаждении. Нормальное охлаждение для Core i5 не помешает, поэтому взамен «боксового» кулера берем полноценную башню. Еще при согласовании одной из предыдущих сборов наше внимание привлек Arctic Freezer 34 eSports DUO. Мы помнили, что он бывает разной окраски, но сейчас налицо только серый. Добавили в корзину и спросили менеджера ожидаются Black/Red? К счастью, нам пообещали предоставить именно такой из витрины. Вообще этот кулер способен развеять до 210 Вт тепла. Есть надежда, что процессор не закипит и система не будет очень гудеть.
Что касается накопителя, то сейчас меньше 500 ГБ брать не стоит. И здесь мы не смогли пройти мимо GoodRAM IRDM M.2. Ну, вы понимаете? И цвет как раз и в комплект с оперативной памятью. Да и вообще это добротное решение, у нас в рабочем компе работает такой, на 3D NAND TLC с контроллером Phison E12 и DRAM-буфером. Ну может поддержка только PCI-E 3.0 не совсем по фэншую, но в работе это не чувствуется.
А теперь корпус. Давайте посмотрим, что не очень дорогое, не очень большое, но симпатичное и не герметично запаяноне. Вот, например, Deepcool MATREXX 40 Tempered Glass – интересный вариант. Он надежный, стильный, черный, со стеклом на боковине, чтобы видеть собранную систему, хорошо продуваемой передней панелью, а вентилятор на тыльной стороне этому помогает.
Кажется, теперь все… Нет?
Уже можно было бы заказывать, но мы вспомнили пару комментариев под предварительным обзором, что, если бы не такая дешевая видеокарта использовалась, тогда и результаты были бы лучше. ОК, давайте посмотрим немного дороже 3060. Вот к GAMING душице и видеокарту с такой приставкой добавляем – Gigabyte GeForce RTX 3060 Gaming OC.
Здесь косметически больше частота графического процессора, но, главное, благодаря значительно более массивной системе охлаждения WINDFORCE 3X карта должна быть тише, прохладнее и поэтому лучше и дольше держать Boost-частоты.
Теперь все хорошо?
Тестирование
Сначала давайте посмотрим, как материнская плата держит частоты выбранных процессоров и при каких температурах это происходит, то есть хватает ли кулера.
С поддержкой Core i3-12100F в этой cборке вообще никаких проблем. Частота процессора под нагрузкой удерживается в диапазоне 4,1-4,3 ГГц при температуре до 60°C. Суммарное энергопотребление как раз составляет проектные 89 Вт. Зона VRM душицы прогревается до 65°C – не критично.
В играх частота процессора стабильно держалась на отметке 4,1 ГГц, а температура иногда достигала 60°C.
С младшим Core i5-12400 система тоже работала стабильно, хотя его максимальную турбо-частоту можно было увидеть только в специализированных тестах, обычно для всех ядер она была в диапазоне 4,0-4,2 ГГц. Кулер поддерживал температуру CPU на уровне 65-69°C, работая почти на 80% возможностей – если прислушаться, это уже было слышно. Стабилизатор питания на плате стал немного горячее, хотя и не критично, удерживая среднее энергопотребление как раз на уровне 117 Вт, хотя пиковое было почти 130 Вт.
Тяжелые игры стабилизировали частоту процессора на отметке почти 4 ГГц при температуре до 62°C.
Но в менее процессозависимых играх бывало и 4,1 ГГц стабильно при температуре на уровне 50°C. А по праздникам и до 4,3 ГГц частота доходила ненадолго.
А вот с Core i5-12600 все не однозначно вышло. Из положительного то, что система не только держала 4,4 ГГц под нагрузкой, но и пыталась иногда показать максимальные 4,8 ГГц. Но расплатой за это были температуры – сам процессор разогревался до 80-83°C, а кажущейся слишком много VRM материнке до 87-ми, а значит вентиляция в корпусе должна быть не хуже нашей. К тому же и общее энергопотребление процессора в таком режиме было достаточно 185 Вт! Несмотря на это, кулер работал не на максимум, те же до 80%, поэтому не делал больно ушам.
В трудных играх процессор держал частоту 4,4 ГГц, прогреваясь до 73°C. Более легкие проекты иногда позволяли увидеть 4,6 ГГц при температуре около 60°C.
Как же это влияет не производительность системы вообще и особенно в играх?
Если обратить внимание на чисто процессорные бенчмарки, то, например, CPU-Z в однопоточном режиме четко указывает на зависимость результата от максимальной турбо-частоты, которую материнская плата обеспечивала. Мультипоточный режим дает понять, что теоретически Core i5-12400 быстрее Core i3-12100 на 46%, то есть почти прямо пропорционально росту количества ядер. А Core i5-12600 обгоняет четырехъядерник уже на 65% за счет и большей частоты.
У Cinebench R23 та же картина: однопоточная производительность выстроилась в зависимости от частоты, а многопоточная показывает преимущество Core i5-12400 над Core i3-12100 в почти 47%. Между Core i5 снова около 10% разницы в мощности благодаря большим тактовым частотам Core i5-12600. То есть когда все будет зависеть именно от процессора, то Core i5 значительно лучше Core i3.
Но комплексные бенчмарки не разделяют такой энтузиазм. По общим баллам у PCMark 10 тот же Core i5-12600 уже лучше Core i3-12100 меньше, чем на 10%, а Core i5-12400 на еще меньше. Самая большая разница же наблюдается в режиме работы с цифровым контентом – здесь Core i5-12400 быстрее на 11%, а Core i5-12600 – на 16%.
Игровая синтетика на примере 3DMark общим результатом тоже намекает, что видеокарта важнее. Между Core i3-12100 и Core i5-12600 здесь разница всего 7,5%. Но процессорный тест говорит о более существенном теоретическом преимуществе старших CPU в каких-то сценариях — Core i5-12400 быстрее почти на 48%, а Core i5-12600 – на 60%.
А что покажут актуальные современные игры? В том числе и зависящие от процессора. Начнём с бенчмарков, чтобы свести на нет влияние обстоятельств и рук тестера.
У Assassin’s Creed: Valhalla даже, если рендер снизить до 50% при высоких настройках, то разницу придется искать с лупой. Интересно, что немного больше турбо-частота позволяет Core i3-12100 по среднему fps даже обойти Core i5-12400, хотя и кое-что проиграть по статистике редких и очень редких событий, но и там и здесь на уровне погрешности – плюс-минус 1 fps.
Близкую к теоретическим расчетам и синтетическим тестам разницу мы получили только в Total War Saga: Troy, конечно, для этого создав не совсем игровые условия – снизили разрешение рендера на 50% и выбрали Ultra настройки с травой и количеством отрядов на Extreme. При таких обстоятельствах даже Core i5-12400 быстрее Core i3-12100 на 45-60% — по среднему fps и очень редким событиям соответственно. Между Core i5 все-таки разницы не велика – 5-8%.
Что будет в реальном геймплее, когда ограничивающим фактором станет видеокарта, показывает Cyberpunk 2077 с ультра пресетом без трассировки лучей и DLSS. Здесь средний fps повсюду одинаков, а другая статистика в пределах погрешности.
Даже если мы включим трассировку лучей в режиме Ultra, что теоретически добавляет нагрузку и на процессор, и уменьшим зависимость результата от видеокарты благодаря DLSS в сбалансированном режиме, ничего не изменится. Ну, да будет небольшой плюс для Core i5 по очень редким событиям, аж 5%.
Точно такой же результат видим и у Forza Horizon 5 с экстремальным пресетом – со всеми процессорами результаты одинаковые, стабильные и игровые.
Таким образом, в средней системе без умышленного снижения или наоборот включения тяжелых настроек только ради теста, производительность ограничивается возможностями RTX 3060. Возможно, если мы сами побегаем, то получим другие впечатления?
Стартуем с Apex Legends на карте «Kings Canyon» с максимальными настройками графики. Как ни странно, играть приятно со всеми процессорами. Да, в начале первого матча были небольшие подтормаживания, и показалось с Core i3-12100F они появлялись немного чаще, но дальше без мониторинга бы и не знали на каком процессоре бегаем.
Чуть тяжелее Battlefield 2042 запустили с ботами на карте «Stranded» при Ultra настройках без лучей. Снова, независимо от процессора в системе, есть вполне комфортный игровой процесс. По статистике оба Core i5 немного лучше. С Core i3 взглянули и в реальном матче на 128 игроков – частота кадров оказалась всего на 2-4 fps ниже.
Менее процессозависимое СoD: Warzone смотрим с максимальными настройками. Игровой процесс не вызвал нареканий даже на Core i3-12100F. Со всеми CPU был плавный видеоряд, если не считать вероятность встретить что-то типа небольшого подтормаживания при езде на транспорте.
В Fortnite с эпическим пресетом без лучей традиции незыблемы. В начале матча есть несколько подтормозок, которые иногда встречаются и во время матча. Здесь как повезет, да и вообще fps зависит от обстоятельств. Но играть комфортно, на всех процессорах видеоряд радует яркой картинкой.
Не такая зависимая от рандома God of War с Ultra пресетом намекает, что хорошо оптимизирована именно под 8 потоков. Также, возможно, мы выбрали немного большие настройки для RTX 3060, из-за чего имеем проседание ниже 50 fps по статистике редких и очень редких событий. Но, и при таких условиях игрок очень приятен со всеми процессорами, а чувствительность управления не подводит.
В Halo Infinite для лучшей повторяемости результатов зашли в тренировочный режим с ботами. Ultra пресет дался системе без проблем. Местами график продолжительности кадра указывает на небольшие подлаги, но зрительно они незаметны. Игровой процесс вполне удобен.
В Red Dead Redemption 2 максимальные настройки трудны для RTX 3060, из-за чего даже Core i3-12100F время от времени скучает и сбрасывает частоту до 3,2 ГГц, а на других процессорах видели и 2,4 ГГц кратковременно. Да и в среднем не видим 60 fps. Кроме того, играть было комфортно, а видеоряд оставался достаточно плавным.
Выводы
Теперь пора сделать выводы. Без сомнений, производительность процессоров зависит от количества ядер, их частоты, объема кэш-памяти. Это однозначно подтверждается синтетическими тестами и даже игровыми бенчмарками, если намеренно создать подходящие условия. Но когда производительность в играх с нормальными настройками упираемся в возможности видеокарты, например, популярной и достаточно доступной RTX 3060, видим почти одинаковые результаты, в пределах погрешности. А в сетевых проектах есть зависимость от внутриигровых ситуаций.
Таким образом, в большинстве случаев на Core i3-12100 будет играть почти так же комфортно, как и на Core i5-12400 или Core i5-12600. Из очевидного — Core i3-12100F обычно несколько проигрывает по редким событиям, хотя разница так мала, что в самом геймплее практически не ощущается. Особенно когда в фоне нет множества других приложений вроде Telegram, Discord, Chrome на 10 вкладок и так далее.
Итак, если денег мало, то во время комплектации чисто игрового ПК на процессоре можно сэкономить ради более производительной видеокарты или лучшей материнской платы, или чтобы взять более объемный накопитель. К тому же Core i3 не так горяч и ему, по крайней мере на первое время, хватит простого охлаждения, а материнская плата останется холоднее. Что касается Core i5-х, то, конечно, они будут более перспективными, при этом переплата за старших сомнительна. А вы как думаете?
Geforce gtx 3060 какую выбрать
Многие геймеры даже не догадываются, насколько сложным является рынок настольной графики. Если говорить об NVIDIA, то всё начинается с инженеров, которые создают новую архитектуру за несколько лет до того, как первые продукты появятся на прилавках. Попутно идёт согласование тех или иных деталей с производителями чипов. В текущем поколении это TSMC, тогда как двумя годами ранее в качестве партнёра выступала Samsung. Как только будут определены характеристики конечного продукта, первые графические чипы отправляются партнёрам, которые создают готовые видеокарты. Часть подобной продукции выпускает и NVIDIA, но у компании нет собственных фабрик, поэтому заключается контракт с одним из партнёров, ну а мы получаем десятки различных моделей на любой вкус и цвет.
реклама
Некоторые графические чипы принадлежат к массовым, поэтому здесь количество моделей может насчитываться десятки и даже сотни, тогда как флагманы слишком дорогие, поэтому многие производители предпочитают ограничиться несколькими видеокартами на одном графическом чипе. Сегодня мы поговорим о наиболее массовых решениях в российской рознице, пытаясь понять, как сделать верный выбор, опираясь на конкретные факты, а не на обещания маркетологов и веру в подкупленных экспертов.
Начнём с того, что в российской рознице (магазин Регард) есть 36 различных моделей на базе GeForce RTX 3060. Это впечатляющая цифра, а значит потенциальные покупатели сталкиваются со сложным выбором. Дешевле всего модель производства Palit, вот только здесь крайне сомнительная система охлаждения, а сама видеокарта основана на графическом чипе с урезанной шиной и 8 Гб видеопамяти. Не лучший выбор, поскольку вы сознательно лишаете себя 50% пропускной способности и теряете до 10% количества кадров в секунду. Ладно бы выгода была значительной, вот только это не так. Немного дороже можно встретить модель от KFA2, на самом деле этот всё тот же Palit, но в другой обёртке, при этом сама видеокарта имеет всё те же 8 Гб видеопамяти и 128-битную шину. В данном случае можно констатировать, что обращать внимание только на систему охлаждения не стоит. С виду перед нами неплохая и очень перспективная модель, но на поверку – это сильно урезанное решение, которые способно вызвать массу разочарований. Первая полноценная GeForce RTX 3060 стоит 33 тысячи рублей. Увы, но и здесь всё не очень хорошо, ведь система охлаждения очень громкая, а значит способна превратить игру в настоящее испытание. Что поделать, ведь ASUS тоже хочет экономить.
В итоге нормальную видеокарту на графическом чипе GeForce RTX 3060 вы можете купить за 34 тысячи рублей. Разница с самой недорогой моделью по цене не такая критическая, но тихая система охлаждения и наличие 12 Гб видеопамяти обязательно скажется на количестве кадров в секунду в играх. Похоже, российские геймеры могут позволить себе дополнительные растраты, поскольку самой популярной моделью стала GeForce RTX 3060 от Gigabyte. Монструозная видеокарта стоит 38 тысяч рублей и отличается качественной системой охлаждения. Если кто-то вам сказал о том, что здесь можно получить разгонный потенциал, то этот человек откровенно солгал. Да, увеличить фрамрейт на пару процентов получится, вот только есть и более выгодные решения.
Вы удивитесь, но на базе графического чипа GeForce RTX 3060 Ti в Регарде есть 51 видеокарта. Есть из чего выбрать, ну а мы остановимся на скромной модели производства Gigabyte. Здесь есть стандартная система охлаждения на два кулера, а с виду указанная выше GeForce RTX 3060 кажется намного круче, ведь там целых 3 вентилятора и 12 Гб видеопамяти. Вот только если изучить показатели в игровых тестах, то можно заметить, что GeForce RTX 3060 Ti до 15% быстрее. Получается, что любители платить за вентиляторы отдают много, но получают мало, с чем мы этих геймеров и поздравляем. В следующий раз думайте головой.
рекомендации
Ищем PHP-программиста для апгрейда конфы
Ну а поскольку свет клином на NVIDIA не сошёлся, то предлагаем вам присмотреться к нескольким видеокартам AMD. Radeon RX 6650 XT быстрее GeForce RTX 3060 и немного медленнее GeForce RTX 3060 Ti. При этом Radeon RX 6650 XT обладает отличной энергоэффективностью и имеет нормальную систему охлаждения. Никаких навязчивых шумов и перегревов не будет. Ну или можно присмотреться к Radeon RX 6600, которая стоит 26 тысяч рублей. По скорости она соответствует GeForce RTX 3060@8 Гб, но выгоднее на 5 тысяч рублей, а значит есть шанс сэкономить. На самом деле подобные перспективы открываются в нескольких ценовых сегментах, а главная задача состоит в желании искать выгодные предложения. Если просто брать самую популярную видеокарту, то можно попасть впросак, ну а мы сделали всё, чтобы вы могли выбрать самую правильную GeForce RTX 3060.
Сравнение четырех видеокарт GeForce RTX 3060 от GIGABYTE: за что следует доплатить?
В одном из предыдущих обзоров, там где мы выбирали оптимальный процессор Intel для GeForce RTX 3060, мы оговорились, что намеренно берем не самую дешевую версию видеокарты, чтобы тише и холоднее, а буст-частоты выше. То есть только по внешнему виду и некоторым характеристикам, плюс пара комментариев от зрителей, мы решили, что чуть более дорогая видеокарта серии Gaming значительно лучше модели из серии EAGLE. Действительно ли это так? А если да, то насколько?
К тому же, обе эти видеокарты мы еще не вернули. Почему бы не сравнить? Более того, для полноты картины попросили у Telemart.ua еще две версии RTX 3060 в исполнении GIGABYTE – VISION и AORUS ELITE.
Поэтому благодарим TELEMART за возможность делать разные тесты и напоминаем, здесь есть много комплектующих, периферии, сетевого оборудования и готовых ПК на разный вкус и кошелек. А недавно появилась возможность обновиться по принципу Trade-In – сдать уже не нужное железо и получить скидку на новое оборудование до 99%.
Почему RTX 3060 – оптимальный выбор?
Прежде чем знакомиться с видеокартами, напомним вообще о характеристиках и возможностях GeForce RTX 3060. Почему видеокарты на этом чипе сейчас так популярны?
По сравнению с младшими RTX 3050 видеокарты на GeForce RTX 3060 значительно мощнее благодаря почти на треть большему количеству CUDA ядер и других рабочих блоков – текстурных, растеризованных, RT ядер второго поколения и тензорных третьего. Также здесь в полтора раза шире шина видеопамяти, которой 12 ГБ против 8-ми. Это, кстати, запас на будущее. Плюс еще и зависимости от скорости интерфейса PCI-E почти нет, потому что у RTX 3060 полноценные 16 линий, а у RTX 3050 всего 8. Благодаря этому старшая без проблем тянет все в 1080p на максималках и даже в 1440p, если разумно подойти к настройкам графики и заручиться поддержкой DLSS.
Что касается старшей RTX 3060 Тi, то обычная RTX 3060, конечно, проигрывает, потому что имеет на треть меньше CUDA ядер и других блоков, да еще работает с более узкой шины видеопамяти – 192 против 256 бит. Но у Тi версии, которая позиционируется уже под Quad HD, всего 8 ГБ памяти и стоит она дороже.
Чтобы не быть голословными, мы взяли уже собранную для предварительных тестов систему из GIGABYTE GeForce RTX 3060 Gaming OC и попробовали на ней и поработать, и поиграть.
К примеру, графический адаптер значительно ускоряет монтаж видео даже в 4К, как сам процесс с предварительным просмотром, так и финальный рендер, что хорошо видно по загрузке GPU на мониторинге, а также по скорости работы программы. Такое же ускорение можно получить и в других графических и видеоредакторах, и профессиональных приложениях.
Кстати, здесь напомним, что у NVIDIA есть драйверы Studio, оптимизированные для тех, кто за компьютером в первую очередь работает, а не играется.
Если же ПК в первую очередь игровой, то стандартные драйверы обновляются довольно часто для улучшения поддержки новых игр, в которые добавляется в том числе фирменных технологий, например, DLSS или NVIDIA Reflex, а также оптимизации производительности в старых хитах.
Например, берем киберспортивную CS:GO для простоты на карте «Nuke» против ботов. Что у Full HD, что у Quad HD даже с максимальными настройками играть комфортно со средним fps за триста в первом случае и под триста во втором. На высокогерцовых мониторах будет то что нужно!
Или вот давайте в Dota 2 посмотрим трансляцию матча с максимальными настройками. Вновь в обоих случаях, то есть в 1080p и 1440p видеокарта обеспечивает комфортный гейсплей. Так, как всегда в этой игре, в начале матча есть немного подтупливаний, пока игра не закэшит все что нужно, а дальше никаких проблем, даже очень редкие события переваливают за сотню.
Даже в более тяжелой и жадной к ресурсам СoD: Warzone с максимальными настройками графики нет нареканий к плавности видеоряда в самых популярных разрешениях. Даже небольших подлагиваний при езде на транспорте в этот раз не было.
То есть и простые популярные, и даже ресурсоемкие состязательные игры на RTX 3060 идут без проблем. Что касается тяжелых ААА-проектов, то посмотрим не на них уже в сравнительной части.
На чем тестировали?
Прежде, чем переходить к более близкому знакомству с видеокартами, осталось лишь напомнить конфиг системы, в которой мы их протестировали.
В основу системы легла доступная материнская плата GIGABYTE B660M GAMING DDR4.
Процессор взяли 6-ядерный 12-поточный Intel Core i5-12600 с рабочими частотами в диапазоне 3,3 – 4,6 ГГц.
Процессор достаточно горячий, поэтому охлаждали его немаленьким кулером Arctic Freezer 34 eSports DUO Black/Red.
Оперативной памяти установили 32 ГБ двумя модулями DDR4-3200 GOODRAM IRDM X Black.
Операционную систему и прочее установили на SSD GOODRAM IRDM M.2 на 512ГБ .
Источником питания выступил GIGABYTE P850GM 850W, которого хватило с запасом.
А разместились все эти компоненты в корпусе DeepCool MATREXX 40 Tempered Glass.
Подробнее о видеокартах
Сразу скажем, что все модели в названии имеют уточнение rev.2.0. Это означает, что в них встроена защита от майнинга – карты для этого не подходят. А вот работа и игры – пожалуйста!
И еще один момент – непосредственно печатные платы практически одинаковые. Особенно у трех младших, у которых 6 фаз стабилизатора питают GPU, а еще 2 – память. Итого 8 фаз. Несколько отличается здесь AORUS ELITE. У нее питание обеспечивается по схеме 8+2, то есть на две больше, что должно обеспечить более высокие частоты – проверим немного позже.
В основном карты отличаются системами охлаждения, к ним и переходим.
Самая молодая и доступная карта из протестированных – GIGABYTE GeForce RTX 3060 EAGLE OC 12G (rev.2.0). И только она несет на себе два вентилятора. Они имеют диаметр 100 мм и вращаются в разные стороны для создания более сильного потока воздуха, а лопасти имеют рифления для его лучшего распределения.
Длина видеокарты небольшая – всего 242 мм. Она занимает два слота расширения. Дополнительное питание – 8 pin.
Самое интересное – заявленная Boost-частота – 1807 МГц, в то время как у эталонной карты – 1777 МГц. Три семерки запомнить легко – дальше будем сравнивать.
Есть даже немного подсветки RGB Fusion 2.0 – светящаяся надпись EAGLE, то есть «Орел» в переводе.
У GIGABYTE GeForce RTX 3060 Gaming OC 12G (rev.2.0) также двухслотовая система охлаждения, но оснащена уже тремя вентиляторами по 80 мм каждый.
Радиатор пронизывают три тепловые трубки, с таким же прямым контактом к чипу для лучшей съемки тепла. Требование к питанию аналогично предыдущей карте – блок на 550 Вт и один дополнительный разъем на 8 pin. Длина карты, конечно, больше – 282 мм.
Частота GPU на 30 МГц выше предыдущей – 1837 МГц. Немного подсветки также есть – светящийся логотип «GIGABYTE».
Расположение, кстати, лучше – на торце ее лучше видно через прозрачную боковую панель корпуса.
Далее практически полная копия Gaming – модель GIGABYTE GeForce RTX 3060 VISION OC 12G (rev.2.0). Также три 80 мм вертушки, три тепловые трубки и частота – 1837 МГц. Даже по размерам почти один в один. Разница – пара миллиметров.
Главная же фишка, как вы поняли – дизайн в светлом исполнении. Если собирается система в аналогичном оформлении, такая карточка впишется на ура.
И, в конце концов, AORUS GeForce RTX 3060 ELITE 12G (rev.2.0). Ее система охлаждения – самая большая из всех. Она более толстая, занимает примерно 3 слота расширения, а по длине достигает почти 30 см. К GPU прижимаются 5 тепловых трубок.
Главная фишка кулера – круговая подсветка вентиляторов. Возможно, поэтому производитель рекомендует использовать блок питания на 100 Вт более мощный – 650 Вт, а кроме 8-контактного дополнительного питания понадобится еще один 6-контактный разъем.
Заявленная частота GPU на 30 МГц выше чем у других карт – 1867 МГц.
Кроме того, стоит отметить, что у всех карточек частично продувается бэкплейт. Это окошко позволяет более эффективно выбрасывать горячий воздух за пределы радиатора.
Нагрев и частоты в стресс-тесте
А теперь сравним системы охлаждения в тяжелых условиях. Все карты прогревались под максимальной нагрузкой стресс-тестом FurMark.
Очевидно, тяжелее всего в данном сценарии оказалось 2-вентиляторный 3060 EAGLE. Температура GPU повышалась до 75.5°C, а самая горячая точка, которую поймали датчики, составила почти 91°C. Кулер при этом работал на 94% от своей максимальной скорости. Однако EAGLE на время взяла самую высокую частоту GPU – 1942 МГц. Сможет ли она приблизиться к ней в играх? Узнаем чуть позже.
Версия VISION обдувается более эффективно. Температура – 71,2°C, а Hot Spot – 83,4°C. При этом у вертушек меньшего диаметра более высокая скорость, они разгонялись на дополнительные 460 об/мин по сравнению с EAGLE. И для них это всего 80% от максимума. Зафиксированный потолок частоты – 1890 МГц.
RTX 3060 Gaming OC показала оптимальное соотношение температуры и процентной нагрузки системы охлаждения среди 4-х модификаций. Разогрев GPU уже ниже психологической отметки в 70°C, а кулеры работают на 77% своих возможностей. Максимальная частота GPU – 1867 МГц.
И, наконец, AORUS RTX 3060 ELITE удалось показать самый холодный результат – 67,4°C, при Hot Spot – 77,6°C. Для этого система охлаждения в пике раскручивалась до 90% своих возможностей, что в цифрах — 2118 об/мин.
AORUS RTX 3060 ELITE
RTX 3060 Gaming OC
RTX 3060 VISION OC
RTX 3060 EAGLE OC
Итого, финальная сводка результатов выглядит так. Можно сказать, что стрессовую нагрузку карты переносят одинаково хорошо, сохраняя температуры в норме, ведь потолок для RTX 3060 – 93°С. Если раздавать места – золото у AORUS ELITE, серебро у Gaming, а бронза достается Vision. EAGLE выигрывает в категории «компактность» – она лучше станет в маленький корпус. Что касается шума, то в нашей системе у всех он примерно одинаков – сравнительно невысокий. По субъективным ощущениям — EAGLE и Gaming немного тише остальных.
Сравним четыре RTX 3060
На что способны наши участницы под максимальной нагрузкой, мы уже узнали, теперь оценим, какую производительность они дают в рабочей и игровой нагрузке.
У Blender 3-вентиляторные модификации практически идентичны. Они обгоняют EAGLE в среднем на 3-4%.
А вот бенчмарк V-Ray построил более наглядную лесенку. AORUS обходит самую молодую модификацию уже на 7-12%. В свою очередь Gaming и VISION находятся посредине – с преимуществом 3-4% над EAGLE.
У 3DMark Time Spy 2-вентиляторная EAGLE вероятно не принимала настолько высокие частоты, как у стресс-теста, что и поставило ее чуть ниже версии Gaming. Понятно, что в общем-то здесь разница исчисляется плюс-минус одним процентом. Самый высокий результат у AORUS – она обошла младшую на 2,5% по показателю Graphics Score.
В целом понятно, что для рабочих задач принципиальной разницы нет – все RTX 3060 крутые и хорошо оптимизированные под популярные программы. Но если искать лучший вариант на этом GPU – выбор AORUS Elite. Оптимальными же будут VISION или Gaming, а замыкающий список – EAGLE.
А теперь основное блюдо этого обзора – сравнение в играх. Удастся ли нащупать между картами ощутимую разницу? Какие в реальных играх температуры и частоты? Узнаем на примере 9 сценариев с разным разрешением и настройками графики.
Начинаем с Cyberpunk 2077 в разрешении 1080p и на ультранастройках. Пока что без лучей и DLSS. У всех карт разница в пределах погрешности измерений. Все держат отличную частоту GPU в районе 1900 МГц с лихвой. Это высшее значение в стресс-тесте. Лучшей была Vision – ее частоты стабильно высокие, что и вылилось в 3-4% преимущества над 2-вентиляторным Eagle.
Обращая внимание на соотношение шума и температур к скорости, побеждает Gaming. Она на 5°C холоднее и немного тише, чем Vision.
Включение чудодейственной технологии DLSS в режиме «качество» увеличивает частоту кадров на 30 с лишним процентов! На треть! Без заметного проседания в детализации. Теперь карточки стабильно держат частоту выше 1950 МГц, только EAGLE зацепилась за 1920 МГц, что обеспечило ей на 4% меньшую среднюю частоту, чем у AORUS. Кстати, референсная Boost-частота для RTX 3060 – 1777 МГц.
Продолжаем нащупывать баланс картинки и производительности — включаем ультратрассировку лучей, а DLSS переводим в режим «Производительность». В таком сценарии лучше справилась модель AORUS – единственная взяла 2025 МГц, еще и при самой низкой температуре. На втором месте в этом плане оказалась Gaming, у нее тоже 66°C, хорошая частота в 1972 МГц и 60 fps в среднем.
За счет технологии DLSS в режиме «производительность» можно получить такой же плавный и стабильный геймплей в разрешении 1440p. Пока без Ray Tracing. На первом месте снова AORUS. Например, она на 7°C холоднее EAGLE и на 7% обходит ее по очень редким событиям. Снова золотой серединой выглядит Gaming – вторая по температуре и скорости, а в хвосте – двухвентиляторный EAGLE.
И заканчиваем с Cyberpunk 2077 в разрешении 1440p, ультра-лучами и DLSS в режиме «Производительность». Планка средней частоты спускается до 43-45 к/с. Можно сказать, что такой режим вполне комфортен для прохождения. В этом сценарии побеждает VISION, поскольку почти железобетонно держит частоту 1965 МГц. Например, она на 5-9% обошла самую молодую карточку. Второе место между собой делят модели Gaming и Aorus, показывая чуть меньшую частоту, но зато более комфортные температуры.
Переходим ко второй игре – Dying Light 2. Первый этап в разрешении Full HD с максимальными настройками графики, которые называются High, и без технологии DLSS. Снова видим, что какой-то сакральной разницы нет, карточки отличаются на 1-2 к/с, что без мониторинга не почувствовать. По связке температура-частота GPU победила модель Gaming – 69°C и около 1935 МГц. Например, у компактной EAGLE – 77°C и частота чуть ниже 1900 МГц.
С включением трассировки лучей высокого качества и DLSS в режиме Performance сохраняем практически такую же плавность геймплея с незначительной потерей резкости на отдельных текстурах. Градация между картами особо не изменилась. Только VISION выделилась более стабильной частотой, что дало ей 1-2 кадра преимущества над другими.
Переход к разрешению Quad HD. Настройки по-прежнему максимальны, кроме DLSS в режиме Качество и пока без лучей. По-видимому, здесь победителем можно назвать RTX 3060 Gaming OC, поскольку при минимальной температуре в 69°C она показала почти максимальный фреймрейт. Vision у нее обычно отгрызла 2% по средней частоте, но и на те же 2°C оказалась горячей.
И заканчиваем в 1440p с качественной трассировкой лучей. Частота просела примерно на 30%, но благодаря чудодейственной DLSS в режиме «производительности» все равно удалось сохранить достаточно плавный геймплей. По температурам и частотам все по-прежнему: Vision выигрывает 1 fps, а Gaming и AORUS холоднее на 3°C; EAGLE как обычно – на 8 пунктов горячее.
Выводы
Все видеокарты показали отличную производительность за счет частот около 1900 МГц и выше для GPU RTX 3060, который сейчас едва ли не лучший для рабочих задач и игр с трассировкой лучей по своей стоимости. Даже в 1440p, если включить магическую технологию DLSS. Но за счет разных систем охлаждения – отличия все же есть.
2-вентиляторная GIGABYTE GeForce RTX 3060 EAGLE OC 12G (rev.2.0) временами на 7-9°C горячая чем самые холодные Gaming и AORUS. И до 4-9% слабее их по частоте кадров в некоторых сценариях. При плохом охлаждении корпуса эта разница может еще немного увеличиться. С другой стороны, EAGLE лучше совместима с тесными системными корпусами и самая дешевая.
GIGABYTE GeForce RTX 3060 Gaming OC 12G (rev.2.0) – выглядит как золотая середина среди всех 4-х по показателям цена/возможности и скорость/температура. Сейчас она всего на 800-1000 грн дороже 2-вентиляторной. При этом под максимальной нагрузкой используется всего 77% скорости вентиляторов против 94% у младшей. Этот запас можно конвертировать в лучшую температуру или в небольшой разгон. Уровень шума у нее тоже ниже других, по субъективным ощущениям.
Модель GIGABYTE GeForce RTX 3060 VISION OC 12G (rev.2.0) в среднем на 1-2% быстрее Gaming, но на пару градусов горячее и немного громче. Цена плюс-минус такая же. Итак, ее сильная сторона – светлый дизайн под такие же компоненты системы.
Что касается AORUS GeForce RTX 3060 ELITE 12G (rev.2.0), то технически она холодная, выигрывает у Gaming 1-2°C. Благодаря этому держит немного выше частоты, иногда даже рубеж 2000 МГц пересекает, что обеспечивает стабильный бонус в 1-2 кадра. Но, по всей вероятности, большинство не захочет переплачивать именно за это. А вот за крутую подсветку, если в корпусе имеется прозрачная боковина – вполне вероятно.