БИЛЕТ №58.
Бизнес-идея. Бизнес-идея — идея, которая может быть использована для построения новой компании или нового направления деятельности в уже работающей компании.
Как правило, бизнес-идея направлена на создание товаров или услуг, которые могут быть проданы за деньги, благодаря сформулированной в бизнес-идее новой бизнес-модели.
Существуют несколько методов для выработки и тестирования бизнес-идеи. Способность трансформации бизнес-идеи в жизнеспособный бизнес, должна быть подкреплена осуществимым бизнес-планом, который может быть продан за определенную сумму заинтересованным инвесторам или компаниям собственно до осуществления идеи. Также бизнес-идея может быть продана методом заключения контракта на реализацию бизнес-идеи с менеджером, или использованы иные способы компенсации.
Бизнес-идея, поданная в нужное время, когда ожидается нарастание спроса на упомянутые в бизнес-идее товары или услуги, может привести к созданию высокоприбыльного бизнеса. В условиях усиливающейся во многих отраслях конкуренции, начали появляться бизнес-идеи, которые направлены на создание товаров или услуг, на которые в данное время нет спроса вообще. Такие инновационные бизнес-идеи направлены на формирование спроса, методом предложения рынку абсолютно новых товаров или услуг.
Бизнес-идей и источников их возникновения множество, однако качество и своевременность их реализации определяют неудачу или успех.
Методики для генерации бизнес-идей[править | править вики-текст]
Как правило, успешные бизнес-идеи генерируются либо экспертами в отрасли бизнес-идеи, либо новичками, пришедшими из других отраслей и не обременёнными штампами и традициями отрасли бизнес-идеи.
Для генерации бизнес-идей может быть полезным проведение структурного анализа действующих отраслей, рынков, бизнес-моделей,бизнес-процессов. Как правило пишутся аналитические записки, проводятся SWOT-анализ, варианты PEST-анализа, Анализ пяти сил Портера.
Часто используется методика мозгового штурма. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. [1] Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. [1] Является методом экспертного оценивания.
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Анализ пяти сил Портера (англ. Porter five forces analysis) — методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году.
Пять сил Портера включают в себя [1] :
· анализ угрозы появления продуктов-заменителей;
· анализ угрозы появления новых игроков;
· анализ рыночной власти поставщиков;
· анализ рыночной власти потребителей;
· анализ уровня конкурентной борьбы.
Анализ рыночных возможностей»
Анализ рыночных возможностей включает выявление рынков и оценку маркетинговых возможностей. Предприятия должны уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности.
Изучение поставщиков, посредников, конкурентов и окружающих условий позволяет определить возможности фирмы для достижения ее маркетинговых целей. На основе анализа производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов фирма выясняет, какие ресурсы у нее имеются в наличии, какие требуется приобрести и за какую цену, а также сможет ли производство обеспечить надлежащее количество и качество товара. Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. Определяются области деятельности и функций, в которых предприятие имеет достижения, и те, которые нуждаются в улучшении по рыночным показателям. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала предприятия и существующих и перспективных рыночных потребностей.
Анализ производится обычно по материалам отчетности самого предприятия и дополнительным источникам информации: статистическим выборкам, бизнес-справкам, отчетам научных организаций, профессиональным, коммерческим, правительственным публикациям.
Анализ потенциала предприятия целесообразно проводить по следующим разделам:
1. Объем, структура, темпы производства.
2. Ассортиментная номенклатура продукции предприятия, степень
обновляемости, широта и глубина ассортимента.
3. Обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их
4. Наличный парк оборудования и степень его использования. Резервные
мощности. Технологическая новизна.
5. Местонахождение производства и наличие инфрастуктуры.
6. Экология производства.
Распределение и сбыт продукции
1. Транспортировка продукции. Транспортные возможности и оценка расходов.
2. Хранение товарных запасов. Уровень запасов, их размещение и скорость
обращения. Наличие и емкость складских помещений и хранилищ.
3. Возможность доработки, расфасовки и упаковки товаров.
4. Продажа. По отдельным товарам, сбытовым территориям, стоимости, типам покупателей, посредников и каналов сбыта.
Организационная структура и менеджмент
1. Организация и система управления.
2. Количественный и профессиональный состав работников.
3. Стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производительность труда.
4. Уровень менеджмента.
5. Фирменная культура.
1. Исследования рынка, товара, каналов сбыта.
2. Стимулирование сбыта и реклама, ценообразование.
4. Коммуникационные связи и информация.
5. Маркетинговый бюджет и его исполнение.
6. Маркетинговые планы и программы.
1. Финансовая устойчивость и платежеспособность.
2. Прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта,
3. Собственные и заемные средства и их соотношение.
Внутрифирменная информация представляется более достоверной, надежной, легко получаемой и поддающейся систематизации. Однако, для оценки потенциала предприятия она может оказаться недостаточной. В этом случае подбор внешней информации следует проводить по сопоставимым показателям, используя различные приемы и методы.
Перечисленные выше показатели в процессе экспертной оценки для наглядности могут быть оформлены в виде таблиц и графиков. Если для анализа необходимы определенные качественные и количественные критерии оценки потенциала в целом и отдельных показателей, то может использоваться балльная система.
Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться по следующим конкретным направлениям:
— по продукции (какие позиции ассортимента дают наибольший и наименьший оборот, продажа каких изделий приносит наибольший и наименьший доход);
— по рынкам (какие рынки являются наиболее и наименее приоритетными для
продукции фирмы с точки зрения оборота и дохода),
по отраслям (в каких отраслях реализуется продукция фирмы, какие доли
рынков принадлежат фирме в этих отраслях);
— по потребителям (кто является постоянным потребителем продукции фирмы, что привлекает их в данной продукции, что нужно сделать, чтобы привлечь новых потребителей).
Кабинетные исследования на основе внутрифирменной информации целесообразно дополнить методом «изучения предприятия со стороны», используя для этого опросы конечных потребителей, торговцев, экспертов и других специалистов. В опросный лист следует включать наиболее значимые для рынка показатели предприятия как: местонахождение предприятия;. степень известности (имидж); фирменный стиль; отзывы, рекомендации, процент рекламаций; новизна и обновляемость продукции; производственный потенциал; гибкость производства; технологическое оборудование; длительность изготовления; качество продукции; конструкторский потенциал; приоритет в патентовании, методы и организация сбыта; квалификация партнеров по сбыту, сервисные услуги и обеспечение запасными частями, уровень и объем доходности (оборота), программа производства и сбыта, покупательский потенциал, персонал, система руководства, уровень расходов, производительность, финансовый потенциал.
Исследования рынка
1) телефонные опросы и письменные анкеты
Способы проведения такого исследования различны: опрос по телефону,
раздача анкет, маркетинговый тест или группы обсуждения.
Как телефонные опросы, так и письменные анкеты — хороший способ сбора информации о клиентах, их мнении о товаре, а также о их потребностях.
Анкеты можно рассылать по почте, воспользовавшись адресами клиентов,
писавших в фирму, можно раздавать опросные листы покупателям в очереди или задать им несколько вопросов устно. Если фирма занимается оптовой
торговлей, анкету распространяется среди клиентов (дистрибьюторов,
владельцев магазинов, дилеров).
2) маркетинговый тест
Маркетинговый тест проводят перед внедрением на рынок нового продукта
(услуги), чтобы оценить, как он будет принят.
3) дискуссионные группы
Дискуссионные группы позволяют оперативно узнать реакцию клиентов
целевого рынка на продукт, его позиционирование или другие интересующие
вопросы. Подобные группы состоят из 8-10 человек, которые собираются вместе для обсуждения предложенной темы.
Выработав схему позиции и проверив ее результативность путем исследования рынка, сделан семимильный шаг к написанию плана по маркетингу.
Результативный маркетинговый план всегда движется на основательно
продуманной схеме позиции. Схема позиции — что-то вроде зонтика над маркетинговыми составляющими вашего бизнес-плана. Другими словами, позиция, которую принята, влияет на особенности элементов плана по маркетингу, которые, кстати, в совокупности называются маркетинг микстом. Иными словами, маркетинг микст — это координация всех взаимозависимых факторов, влияющих на продажу. Составляющие маркетинг микста — продукт, цена, упаковка, распределение и продвижение.
Схему позиции лучше всего разработать еще до выхода на рынок, определения цены и формы продажи. Даже если продукт или услуга давно существуют на рынке, схема позиции всегда подскажет, какое решение принять по каждому элементу маркетинг микста; все решения должны согласовываться с принятой позицией, чтобы не дезориентировать клиентов. Решения, касающиеся одного из элементов маркетинга, будут влиять на остальные элементы.
4) выявление новых рынков
Организация может заниматься поисками новых возможностей либо время от времени, либо систематически. Многие отыскивают новые идеи, просто
внимательно следя за переменами на рынке. Руководители компании читают
газеты, посещают специализированные выставки, изучают товары конкурентов, собирают рыночную информацию другими путями. Немало идей можно получить, используя неформальные методы сбора информации.
Другие выявляют новые рынки, пользуясь формальными приемами. Одним из полезных приемов такого рода является использование сетки развития товара и рынка.
5) оценка маркетинговых возможностей
Маркетинговая возможность фирмы — привлекательное направление маркетинговых усилий» на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества. Маркетинговая возможность должна точно соответствовать целям и ресурсам компании.
6) отбор целевых рынков
Процесс выявления и оценки рыночных возможностей обычно порождает множество новых идей. И нередко подлинная задача фирмы заключается в отборе лучших идей из ряда хороших, т.е. в выборе идей, которые соответствуют целям и ресурсам фирмы. Фирма должна быть уверена, что ее проникновение в эту сферу деятельности не вызовет раздражения публики.
Каждую возможность необходимо изучить с точки зрения величины и характера рынка. Процесс этот состоит из трех этапов: замеры и прогнозирование спроса, сегментирование рынка, отбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара на рынке.
7) сегментирование рынка
Рынок состоит из множества типов потребителей, множества товаров,
множества нужд. Группы потребителей могут формироваться по географическим признакам (регионы, города), демографическим признакам (пол, возраст, уровень доходов, уровень образования), социографическим признакам (принадлежность к общественному классу, образ жизни) и поведенческим признакам (поводы для покупок, искомые выгоды, интенсивность потребления).
Процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах,
характеристиках и/или поведени называется сегментированием рынка.
8) выбор целевых сегментов рынка
Фирма может решить выйти на один или несколько сегментов конкретного рынка. Сопоставляя интенсивность потребностей и возраст
потребителей, можно выделить девять возможных сегментов рынка.
1. Концентрация на единственном сегменте.
2. Ориентация на покупательскую потребность.
3. Ориентация на группу потребителей.
4. Обслуживание нескольких не связанных между собой сегментов.
5. Охват всего рынка.
9) позиционирование товара на рынке
Деятель рынка должен ясно представлять себе, чем отличаются друг от друга по своему действию существующие марки, как их рекламируют, каковы их цены и т.п.
10) планирование маркетинга
Стратегический план фирмы определяет, какими именно производствами она будет заниматься, и излагает задачи этих производств. Теперь для каждого из них предстоит разработать собственные детализированные планы. Если производство включает в себя несколько ассортиментных групп, несколько товаров, марок, рынков, на каждую из этих позиций должен быть разработан отдельный план.
Поводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы.Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой
деятельности. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные
возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Отправная точка маркетинговой деятельности – анализ рыночных возможностей. Руководству необходимо знать, как следует выявлять и оценивать эти возможности. Она может найти их, работая с сеткой развития товар и рынка, обращая внимание на новые привлекательные сферы деятельности. Каждую возможность необходимо оценить с точки зрения ее соответствия целям и наличным ресурсам фирмы.
БИЛЕТ №58.
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНОВ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,ПРОДУКТОВ И Т.Д.)
Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Вопрос 1. Что является основой возникновения бизнес-идеи
Концептуальная модель бизнеса, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли).
Соотношение спроса и предложения для ценностного предложения на рынке.
Бизнес-идея, оформленная в виде бизнес-плана.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Правильный ответ: Концептуальная модель бизнеса, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли).
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Отличительными чертами концепции бизнес-моделирования являются:
Выберите один ответ:
Использование экономико-математического аппарата прогнозирования и моделирования бизнеса.
Сочетание динамического и статического подходов к бизнес-моделированию процессов.
Целостный подход к описанию компании, включая такие аспекты, как корпоративная стратегия, структурные, финансовые, операционные механизмы, продукты и услуги, рассматриваемые как единая целостность в динамическом контексте.
Отзыв
Ваш ответ верный.
Правильный ответ: Целостный подход к описанию компании, включая такие аспекты, как корпоративная стратегия, структурные, финансовые, операционные механизмы, продукты и услуги, рассматриваемые как единая целостность в динамическом контексте.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Прямо сейчас студенты читают про:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными.
Физический и моральный износ основных фондов. Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их.
Понятие и признаки суверенитета. Суверенитет государства, народа, наций Суверенитет государства — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои.
Общая характеристика русской литературы XIX века 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.
Виды договоров в римском праве Виды договоров 1. Понятие договора и их виды. 2. Условие действительности содержания. заключение договора. 3. Вербальные.
Сейчас читают про:
Моим самым блестящим успехом была моя способность убедить мою жену выйти за меня замуж. © Черчилль ==> читать все изречения.
Бизнес-идея и способы ее генерации
Бизнес-план — это документ, в котором описываются все аспекты желаемого предприятия, осуществляется аналитика возможных проблем для будущего проекта, а также способы их решения. Бизнес-план выступает руководством, которое описывает идею проекта, процессы и механизмы его реализации, цели и способы их достижения.
На основании бизнес-плана принимается решение о реализации новых проектов в области развития бизнеса предприятия.
Бизнес-план должен быть четким, логичным и аккуратным, в нем должны быть исключительно факты, а не домыслы и желания.
— бизнес-план для создания нового предприятия;
— бизнес-план для проведения реконструкции существующего предприятия;
— бизнес-план для решения стратегических задач развития бизнеса существующего предприятия (покупка чужого бизнеса, слияние с другой компанией, развитие сбыта и т.д.);
— бизнес-план как инструмент внутрифирменного системно-целевого управления текущей деятельностью компании (в пределах годового планирования);
— бизнес-план для отдельного подразделения компании (центра прибыли);
— бизнес-план приобретения нового оборудования (например, замена линии по производству мебели на более современную);
— бизнес-план для проекта НИОКР;
— бизнес-план для получения кредита в банке или для любого инвестора, к которому может обратиться предприниматель за финансовой помощью;
— бизнес-план для получения гранта.
Структура бизнес-плана может отличаться в зависимости от целей, которые ставятся предпринимателем. Следует иметь в виду, что при обращении в банк или к инвестору последние всегда рассматривают альтернативы и выбирают наиболее выгодные варианты с точки зрения рентабельности инвестиций и рисков. Одно из основных требований к бизнес-плану — его реальность. Излишний оптимизм отдельных его положений, необоснованность приводимых данных и поверхностное
изложение разделов отрицательно воспринимаются инвесторами. В частности, важно, чтобы бизнес-план имел реальные доказательства того, каким образом предприниматель будет реализовывать продукцию, и что есть потребители, готовые платить за нее деньги.
Бизнес-план составляется на следующие периоды времени:
— до срока погашения (возврата) кредита;
— до срока окончания аренды помещения, в котором будет размещаться создаваемое предприятие;
— до срока амортизации (физического износа) оборудования;
— до срока достижения установленных экономических показателей деятельности фирмы (в том числе до получения запланированного объема прибыли);
— на любой другой период в соответствии с потребностями фирмы.
Рекомендуемый объем бизнес-плана составляет от 20 до 60 страниц в зависимости от сложности и стоимости бизнес-проекта.
Бизнес-план согласно стандарту Worldskills[1] должен содержать как минимум следующие основные разделы:
· команда* и бизнес-идея
· планирование рабочего процесса
· технико-экономическое обоснование проекта, включая финансовые инструменты и показатели
*Согласно Стандарту Worldskills, соревнования по компетенции R11 «Предпринимательство» проводятся в формате команд, состоящих из двух участников, разрабатывающих единый бизнес-план.
Бизнес-идея и способы ее генерации
Перед составлением бизнес-плана необходимо определиться с бизнес-идеей – чем конкретно вы хотите заниматься.
Бизнес-идея должна отвечать следующим основным требованиям:
— приносить моральное удовлетворение предпринимателю;
— удовлетворять потребности потребителей.
Для осуществления выбора бизнес-идеи необходимо, чтобы идей было много, чтобы было из чего выбирать!
При выборе бизнес-идеи важно учитывать:
Уникальность. Это не обязательно использование новой идеи. Это, скорее, умение вовремя и в нужном месте применить интересную идею. Она может быть не новая для рынка в целом, но в данной рыночной нише являться оригинальной.
Стоимость реализации. Оцените ваши финансовые возможности на начальный момент реализации бизнес-идеи, стоимость и возможность привлечения заемного капитала, способы и сроки его возврата кредиторам. Здесь же учитывайте имеющиеся или необходимые ресурсы: помещения, оборудование, рабочая сила.
Свою компетентность. Ваши сильные стороны должны помогать бизнесу, а слабые – не мешать ему. Заниматься лучше тем, в чем вы хорошо разбираетесь, что вы умеете и что вам интересно. В этом случае вас труднее обмануть, меньше затрат на консультации и дополнительный персонал.
Рыночные потребности и возможности. Необходимо понять, что конкретно нужно потребителям и насколько ваши товары/услуги их удовлетворят. Подумайте, что хотят потребители, но не могут приобрести из-за высокой цены или из-за отсутствия предложений на рынке. Узнайте, сколько зарабатывает ваш клиент, его предпочтения и фобии. Оцените емкость рынка и перспективы развития.
Конкурентов. Важно учитывать сильные и слабые стороны прямых и косвенных конкурентов, желательно не копировать их идей, а стараться внедрить что-то новое. Демпинг – не лучший выход (разве что у вас есть уникальная технология, оптимизирующая затраты). Думайте шире, модифицируйте готовые идеи.
Источники идей для бизнеса:
Существует много методов генерирования идей. Наиболее распространенными являются[2]:
1. Мозговой штурм
Первый в мире и уже ставший классикой метод. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества. Мозговой штурм позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке.
Как это делается?
Существует три этапа мозгового штурма:
1. Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
2. Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
o принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
o идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
3. Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.
2. Шесть шляп мышления
Продвинутая версия классического мозгового штурма. Автором этого метода является Эдвард де Боно. Он имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.
Как это делается?
Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:
1. Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
2. Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
3. Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
4. Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
5. Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
6. Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.
3. Ментальные карты
Этот метод разработал Тони Бьюзен. В его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память.
Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики. Создание такой «карты» помогает придумывать новые ассоциации, а сам образ «карты» гораздо лучше запоминается.
Как это делается?
Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.
4. Метод синектики
Автор метода — Уильям Гордон. В его теории главный источник новых идей – это поиск аналогий. Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. Здесь допускается критика.
Как это делается?
В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:
1. Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
2. Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
3. Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
4. Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.
5. Методика SCAMPER
Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.
Как это делается?
SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:
1. Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
2. Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
3. Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
4. Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
5. Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
6. Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
7. Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?
6. Обратный мозговой штурм
Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.
Как это делается?
Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.
7. Метод фокальных объектов
В методе Чарльза Вайтинга объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.
Как это делается?
1. Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
2. Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
3. Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
4. Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).
8. Метод морфорлогического ящика
Еще одно название – метод морфологического анализа. Предложен Фрицем Цвики. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.
Как это делается?
1. Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
2. Разбейте его на ключевые элементы.
3. Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
4. Запишите все это в матричную таблицу.
5. Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.
Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:
Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.
9. Метод Уолта Диснея
Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.
Как это делается?
Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:
1. Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.
2. Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, возможности реализации которых уверены.
3. Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.
10. Автобус, кровать, ванна
Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.
Как это делается?
1. Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.
2. Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
3. Ждите озарения.
4. Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.
5. Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.
11. Метод Дельфи
Метод Дельфи представляет собой метод экспертного оценивания, основными его особенностями являются анонимность, многоуровневость и заочность. Базовой предпосылкой служит идея о том, что если должным образом произвести обобщение и обработку индивидуальных оценок экспертов по поводу конкретной ситуации, можно получить общее мнение, которое будет обладать максимальной степенью надёжности и достоверности. Смысл же метода состоит в том, чтобы при помощи комплекса определённых действий, таких как мозговые штурмы, интервью и опросы, найти способ определения верного решения.
12. Непрямые стратегии
Этот метод придумали Брайан Эно и Питер Шмидт. Для этого метода нужна колода карт с командами, например, «дай волю злости», «укради решение» и др. Человек вытаскивает карты и следует указаниям.
13. Расшифровка
Для этого необходимо взять непонятную надпись на иностранном языке, например иероглифы. У человека, разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые разные ассоциации.
14. Ловушка для идей
В этом методе необходимо фиксировать абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним.
15. Техника квоты идей
Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.
Как это делается?
1. Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
2. Каждый день выполняйте свой план.
3. Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
4. Со временем повышайте планку.
Применяя любой метод генерации идей, для работы надо выбрать все-таки одну, наиболее удачную именно для вас. Если вам кажется, что выпечка и продажа оригинальных тортов — хороший бизнес, но вы совершенно не умеете их готовить, вряд ли для вас эта идея удачна. Так же, если вы не умеете танцевать или рисовать, то какой бы ни привлекательной была идея создания танцевальной или художественной школы, вряд ли именно для вас она будет удачной.
Способы оценки бизнес-идеи:
Продажа» идеи друзьям и знакомым: «правило 10/8/5». Расскажите идею 10 друзьям или знакомым. Если 8 из них поддержат ее, то идея стоящая и ее надо развивать. Если вашу идею поддержали менее 5 человек, о ней лучше забыть. От 5 до 8 человек поддержали – дорабатывайте и снова тестируйте.
Это правило можно модифицировать в проценты «100%/80%/50%» по аналогии критериев.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Что является основой возникновения бизнес-идеи? — Ответ на вопрос по предпринимательству №9176
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
То есть уже всё готово?
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
А я могу что-то выложить?
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
А если в купленном файле ошибка?
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Можно заказать выполнение работы на СтудИзбе?
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает — и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе «Студизба»
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.